Участники проекта
История
в событиях и лицах
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



Рыбацкие были
К списку публикаций

Библиотека музея

АЛЕКСЕЕВ Александр
 • Любовь, Амур, счастье
Адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.)
БОБЫЛОВ Юрий, с.н.с. ВНИЭРХ ФАР
 • Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России:
вопросы государственного регулирования в период до 2010 года

БУГАЕВ Виктор
 • Мир реки
 • Рыбы бассейна реки Камчатки
ВАХРИН Сергей
 • Встречь солнцу
 • Ппотомки остроклювого Бога (камчадалы)
 • Покорители великого океана
ГАВРИЛОВ Сергей
 • Камчатское наследие
Исторические очерки
 • Маленькие камчатские истории
ДЕНИСЕНКО Иван Федорович
 • Новые горизонты
Историко-краеведческий ежегодник
 • Вопросы истории Камчатки
Государственный комитет РФ по рыболовству, КГТУ (камчатский государственный технический университет)
 • Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки
Историко-краеведческий сборник
ИВАНИЦКИЙ В. М.
 • Жил отважный капитан...
КОТЛЯР Николай Исаакович (о нем)
 • Министр и человек. Воспоминания о будущем
 (PDF версия, 1.2 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
 (Иллюстрации к книге. PDF версия, 2 Mb.)
КРАМАРЕНКО Г.А.
 • Путешествие на Камчатку и обследование ее в рыболовном отношении в 1907 году
КРИВОНОГОВ Тимофей
 • "Мне хочется немного рассказать о тогдашней жизни..."
 • "Люди и судьбы"
 • Морские были
ЛЕМАН Всеволод Николаевич
ЕСИН Евгенй Владиславович
 • Иллюстрированный определитель лососеобразных рыб Камчатки
 (PDF версия, 1.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ЛАНГБУРД Евдокия
 • Дорога в полтора века
 • (один файл ~390kB)
МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
 • Рыбные промыслы Дальнего Востока в 1912 году
МОИСЕЕВ Роберт, МИХАЙЛОВА Татьяна
 • О стратегиях управления природопользованием в бассейнах лососевых рек Камчатской области
 (PDF версия, 15.9 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
НИКИТИН Андрей
 • Остановка в Чапоме
ОРЛОВ Виктор
 • Ресурсы недр в развитии Севера (на примере Камчатского края)
РОССТАТ. Приморский край
 • Рыбохозяйственный комплекс Приморья.
Официальное издание 2007 год.

Рабочие материалы к проекту
 • Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года
САНЕЕВ Николай
 • У кромки России
 • Поделись, и твоего не убудет
САФРОНОВ Станислав, СЛИЗКИН Андрей
 • Промысловые крабы прикамчатских вод
СИНЯКОВ Сергей
 • Рыбная промышленность и промысел лососей в сравнении с другими отраслями экономики в регионах Дальнего Востока
СМЫШЛЯЕВ Александр
 • Геологи Камчатки
 • (один файл ~840kB)
 • Запорожье камчатское, славное…
 • Рыбаки океана
СТЕЛЛЕР Георг
 • Описание земли Камчатки
ТЕРЕЩЕНКО Александр
 • Королева Камчатки
ТИТОВА Галина
 • Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции
 • Кризис социальной мысли
 • Миссия России
ТОКРАНОВ Алексей
 • О "бесчешуйном звере" и других обитателях камчатских вод
(электронная версия)
 • Удивительные творения природы
(электронная версия)
ЧЕРНАВИН Владимир
 • Записки "вредителя"
ЧЕРНЫЙ Эрнст
 • Российское рыболовство. Заметки на фоне коррупции
ШИРОКОВ Эдуард, ШИРОКОВА Елена, ДЬЯКОВ Максим
 • Экономическая оценка природного потенциала шельфа западной Камчатки
 (PDF версия, 2.13 Mb. Для просмотра требуется Acrobat Reader)
ШУНТОВ Вячеслав
 • Зигзаги рыбохозяйственной науки (субъективные заметки)
ЭСКИН Борис
 • Плывет в океане завод


ФОРУМ


Партнеры

Флот страны Советов и что мы потеряли

История рыбной отрасли Севера
Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
(Георги Виктор Сергеевич)



Дарданеллы

Успешно заканчивался очередной 9-и месячный рейс Антарктической китобойной флотилии «СЛАВА». Совместная работа большого количества кораблей, одновременно ведущих промысел в ледовых условиях среди кварных айсбергов, требует высокого мастерства, опыта и неустанной бдительности экипажей. Внешне, эти величественные исполины очень привлекательны, но требуют предельного внимания и ювелирной точности при ведении активного промысла в холодных водах Антарктики. Но все эти сложности уже позади.

В рыбацкой работе обязательно должна присутствовать удача, а она в этот раз была на нашей стороне. Успешное выполнение рейсового задания создает приподнятое настроение у всех участников похода и сулит достойное вознаграждение, а кому-то нечто большее – на флотилии много орденоносцев, а 11 человек имеют звание - героя Социалистического труда.

Завершив работу, вся флотилия легла на обратный курс, совершая длинный переход через половину земного шара, к дорогой каждому сердцу моряка, Одессе. Предстоящий долгий путь домой, проходит в томительном ожидании долгожданной встречи с родными и близкими людьми, возвращении к забытому чувству земной тверди под ногами.

За кормой остались три океана, вожделенные визиты в иностранные порты. Реализованы заветные мечты всех домочадцев и друзей о заморских покупках и сувенирах. На выходе из Гибралтара прозвучала пронзительная мелодия «Прощание Славянки», а это уже прямая дорога к родному дому. Остался короткий финишный отрезок пути, и всего-то четыре небольших моря.

Наступает самая волнующая часть кругосветного плавания. Сердце готово выскочить из груди, ведь до родного порта остаются считанные дни и мили. Сколько их осталось? Дарданеллы и Босфор и уже на горизонте маячит столица китобойного промысла. Начинается необъявленная гонка кораблей, идущих полным ходом к финишной черте у знаменитого Воронцовского маяка.

Прохождение обоих проливов связано с формальностями пограничной и таможенной служб Турции. Их представители посещают корабль и произведя досмотр, дают «добро» на дальнейшее следование по внутренним водам страны. Суда, летящие домой полным ходом, считают каждый час и каждую минуту до заветной цели. Мы еще в пути, а мысли уже там, на Приморском бульваре.

Раннее солнечное утро. Время 04.27. Наш китобоец «Бесстрашный-28» в ожидании таможни, преодолевая коварное встречное течение, движется самым малым ходом. Желая ускорить встречу с представителями местных властей, вахтенный штурман держит курс ближе к берегу, удерживая судно на самом краю форватера. Ожидание затягивается. Штурман с наслаждением пьет утренний чай и в мощный бинокль рассматривает ближайшее сельское поселение и оживающий восточный базар. Сильная оптика позволяет рассмотреть горы фруктов и овощей на прилавках магазинов, снующий торговый люд и красивых турчанок. Над землей и морем расстилается утренняя свежесть, вершины османских гор освещают лучи восходящего солнца, всюду царит мир и Божья благодать.

Сложность прохождения узкого пролива создают несколько мощных подводных течений, которые сносят корабль с курса. Возникающие отклонения нужно учитывать и постоянно корректировать движение. Беспечное рассмотрение торговой площади неожиданно заканчивается. Послышался глухой удар, за ним последовало резкое торможение и скрежет днища о прибрежную песчаную отмель.

Полундра! Корабль сел на мель!

Потеря бдительности и беззаботное настроение старпома, не позволило ему правильно оценить ситуацию. Команда «Полный вперед», в надежде преодолеть препятствие, только усугубила положение. Могучий корпус продолжил движение на вершину мели, затем остановился на мелководье, и лег на бок с креном 32 градуса. Поступление забортной охлаждающей воды через перекрытые кингстоны прекратилось, двигатели заглохли. Наступила тревожная тишина. Начало приходить понимание, что это ЧП и медленное осознание произошедшего. Пробил час испытаний для всего экипажа и капитанской судьбы. Теперь все зависело от его опыта, мастерства и удачи.

Шлюпочное обследование показало, что нам самим из этой западни не выбраться. Нужна помощь буксира. Стоимость предложенной Турецкой помощи оказалась сопоставима со стоимостью «чугунного моста», выстроенного на всю длину пролива, а финансовые последствия такого решения могут быть плачевными – для всей флотилии. Прибывший лоцман с недоумением смотрел на случившееся и никак не мог понять, как русские капитаны, признанные во всем мире ассы судовождения, успешно работающие в сложнейших ледовых условиях Антарктики могут посадить корабль на мель городского пляжа.

Вся корабли флотили находятся на постоянно действующей голосовой связи и через несколько минут, произошедшее становится известно всем экипажам. Мгновенно сработал неписаный морской закон взаимовыручки. Все прекратили стремительный бег домой. Коллективный капитанский опыт ищет пути решения возникшей проблемы. Идет оценка происшествия и имеющиеся возможности. Мнение было однозначным: «Турецкий вариант спасения сложный, продолжительный и дорогой, да и честь мундира не на последнем месте. Спасать «Бесстрашного» будем своими силами». Первым подошло китобойное судно к/с-29 «Бесшумный». Эти два капитана были друзьями детства и однокурсниками. В голодные послевоенные годы, они вместе начинали китобойный промысел, обеспечивающий страну тысячами тонн китового мяса и жира для пищевой промышленности.

Опытные матросы палубных команд закрепили два мощных фала и буксировщик дал полный ход. Усилием 4000 лошадиных сил, могучие тросы рвались словно тонкие нити. Извиваясь змеей, они громко ударили по бортам и леерам обоих кораблей, подобно бритве, срезая стальные палубные ограждения. Эта попытка показала серьезность положения. Корабль сидел на грунте плотно. Если не справились два троса, то четыре, должны выдержать. Такелажники и матросы сработали моментально, но вновь прозвучавшие четыре выстрела лопнувших тросов показали, что и этого недостаточно. Произвести точные расчеты необходимой мощности не представлялось возможным, из-за недостатка времени и нарастающего скопления кораблей в узкой части пролива, готовых принять участие в спасательной операции. Решения принимались в условиях назревавшего международного скандала, из-за возникшей помехи судоходству. Срочно подошел еще один китобоец и совместными усилиями двух кораблей и 8000 л.с. произвели попытку сдвинуть нас с мели. Натянутые тросы лопались поочередно, вздымая вихри брызг и ломая все, что попадалось на пути их полета. На борт прибыл капитан-наставник флотилии и отдал приказ: «К спасательным работам подключить еще два китобойца. Попытку снятия с мели производить всеми имеющимися буксировочными тросами».

16.000 л.с. четырех кораблей взревели в утренней тишине и 20 стальных и нейлоновых тросов натянулись, вибрируя и звеня подобно натянутым струнам. Кипела и бурлила дарданельская вода от работы гребных винтов мощных двигателей. Напряжение достигло наивысшего предела. Корабли и люди соединились в едином порыве сдвинуть громадину с места. Но никакой подвижки судов не происходило. Казалось, рушатся все надежды на спасение. Чтобы помочь буксировщикам, капитан лежащего на днище судна, предпринимает отчаянную попытку и вопреки существующим техническим нормам, отдает приказ запустить двигатели своего корабля. Долго работать без охлаждения они не смогут и быстро выйдут из строя. Но это будет потом, а пока, главное – это сойти со злополучной мели

И вот они решающие минуты. Наступил момент истины, миг, который решает судьбы людей и кораблей. Теперь уже 20.000 л.с. будоражили лазурные воды коварного пролива. Корпус нашего корабля вибрировал от предельных нагрузок. Счет шел на секунды, вот-вот должны заглохнуть двигатели, работающие на пределе своих возможностей. Старший механик подает знаки, что вода в двигателях кипит и через минуту они выйдут из строя. В воздухе повисла неозвученная команда «ОТБОЙ». И в этот миг происходит чудо - невидимая сила подтолкнула корму лежащего на боку судна в сторону чистой воды, и на фоне неподвижного берега стало заметно медленное движение корпуса. Наше судно едва заметно, как бы оживая, двигалось на глубину. Это захватывающие мгновения восторга, что произошло спасение и мы победили.

Радость сменилась решением возникших проблем и подсчетом нанесенного ущерба. Все участники устремилась в погоню за потерянным временем. На одном из оставшихся работоспособным двигателем, выдававшем половину мощности, самым малым ходом, мы двинулись в сторону долгожданной цели. Судьба проявила свою милость и мы успели к началу торжественной церемонии.

Праздничный город, с высоты Потемкинской лестницы, с нетерпением наблюдал за пребыванием кораблей флотилии. Внешний рейд, видный как на ладони с высоты приморских улиц, представлял величественную картину морского ордера, с четким соблюдением порядка построения. Возглавляли парадный строй легендарные флагманы китобойного промысла – «СЛАВА» и «Советская Украина». Суда торжественно и плавно входил в акваторию порта. Началась долгожданная швартовка. Причалы утонули в цветах и объятиях. Грандиозный размах этого праздника можно смело сравнить со встречей папанинцев в Москве. В порт мы вошли последними, но вместе со всеми.

Этот инцидент имел серьезные последствия для виновников происшествия и для всех причастных к этим событиям людям.

Это печальная история дорогой платы за беспечность и недобросовестность.



перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
Вв можете писать нам на электронный@адрес