Первопроходцы в Мировой океан
После военной разрухи, в исконно рыбацкой столице - Керчи, на голом месте поднимались рыболовецкие артели. Не хватало мужских рук, и за веслами все чаще сидели женщины и подростки. Лишь 1 октября 1950 года в Керчи смогли создать Керченскую государственную базу активного лова. То есть, в конце концов осуществлялся переход от прибрежного пассивного лова к глубинному промыслу.
До 1958 года океаническое рыболовство в Советском Союзе развивалось благодаря рыбодобывающим предприятиям Мурманска, Дальнего Востока, Прибалтики. Доставка рыбного сырья в республику из других удаленных рыбопромысловых бассейнов обходилась дорого и не обеспечивалась из-за недостатков рефрижераторных вагонов. Украина же ориентировалась на добычу в Азовском и Черном морях, рыбные запасы которых постепенно оскудевали. К сожалению, родное "самое синее" в мире Черное море, еще недавно дарившее людям "шаланды полные кефали", несметные косяки ставриды, пеламиды, серебристой скумбрии, уже в пятидесятые годы прошлого века заметно истощилось. Уловы кильки, бычка и хамсы стали резко уменьшаться. А потребность в рыбном сырье и в морепродуктах в стране с каждым годом возрастала.
Из-за недостатка в рыбной муке сдерживалось развитие птицеводства. Не было возможности обогащать состав подкормки в прудовых хозяйствах. Рыбаки и ученые хорошо понимали, что рыбную промышленность можно поднять только за счет освоения просторов Мирового океана. Но для этого требовались специальные суда. Проблему надо было решать масштабно и безотлагательно. Не мог стоять в стороне от ее решения в Украине Иван Федорович Денисенко. С 1955 года он был заместителем министра рыбной промышленности Украины по флоту и организации промысла рыбы и китов, а после организации совнархозов - начальником отдела рыбной промышленности Госплана.
Позже Денисенко стал начальником Главного управления рыбного хозяйства совнархоза Совета министров Украины. Он настойчиво вносил в Совмин аргументированные предложения об организации океанического рыболовства с базированием крупного промыслового флота в морских портах Черного моря. По его распоряжению ученые АзЧерНИРО (Керчь) изучили возможности добычи в Атлантическом океане. Они были оценены как весьма перспективные.

И. Ф. Денисенко в рабочем кабинете
Убедительные финансово-экономические доводы И. Ф. Денисенко поддержали обком и Совнархозы Крыма, Одессы, Николаева, Херсона. Одобрил смелую инициативу керченских рыбаков Совет министров республики, а также министр рыбной промышленности СССР А. А. Ишков.
Во второй половине пятидесятых годов крупный заказ на постройку больших морозильных траулеров получили судостроители Николаева. Со стапелей завода имени Носенко один за другим сходят четыре больших морозильных рыбных траулера - БМРТ "Литературная флотилия". Ей присвоили имена русских поэтов и писателей - "Маяковский", "Грибоедов", "Лермонтов", "Ван Гог", "Радищев". Суда были распределены в северных широтах. Затем, вне плана, судостроители строят еще один БМРТ - "Жуковский".
Такие мощные промысловые суда на Черном море еще никогда не базировались. Бортовой номер БРМТ "Жуковский" - 584, длина 87,4 метра, ширина 14,1 метра, осадка 5,6 м, водоизмещение 3700 тонн, скорость 11,8 узла.
12 августа 1958 года, по доверенности Крымгосрыбтреста, судно с завода получил молодой судоводитель капитан Сергей Павлович Ковтушенко.
Ковтушенко Сергей Павлович
(1927)
1949 г. - 2-й помощник капитана УПС "Адмирал Макаров" в городе Херсоне.
1952 г. - окончил судоводительское отделение Херсонского мореходного училища РП.
1953 г. - 2-й помощник-капитана на УПС "РЛ-447" (СРТ-300).
1955 г. - перевелся в Керченскую базу Гослова.
1958 г. - принял из новостроя в Николаеве БМРТ "Жуковский". Участвовал в 1-й научно-промысловой экспедиции в Атлантику совместно с БЧС "Затвор" и СРТ "Грот". Руководителем экспедиции был назначен Денисенко И. Ф. - заместитель министра рыбного хозяйства УССР.
1961 г. - передал дела и обязанности капитану Алисову Е. А.
1961-1963 гг. - первый капитан ПР "Симферополь" - первого транспортного судна СУОР.
1964-1965 гг. - капитан РТМ-Т "Арго". В I квартале 1964 года добыл рыбы вдвое больше плана.
1968 г. - перешел в КПОРП, г. Керчь.
Первое на Азово-Черноморском бассейне судно океанического рыболовства было передано Керченской базе Гослова. Было решено создать экспедицию для выхода в Атлантический океан.
В ее состав включили два промысловых судна: средний рыболовный траулер бортового траления "Грот" (капитан Г. Г. Жураховский) и большой черноморский сейнер кошелькового лова "Затвор" (капитан Николай Рачковский).
Понятно, что для подготовки такого сложного, ответственного и крайне необходимого стране мероприятия, настоящего шага в будущее рыбодобывающего флота были привлечены лучшие силы рыбной отрасли Украины и СССР, в том числе научно-исследовательские отраслевые институты Москвы, Киева, Керчи. Самым активным из них являлся АзЧерНИРО, руководил которым кандидат биологических наук Александр Семенович Ревин. Активную помощь в подготовке экспедиции оказывали председатель Госплана СССР Василий Петрович Изотов, начальник планово-экономического управления Министерства рыбной промышленности страны Алексей Антонович Ященко, работники Главного управления рыбного хозяйства Укрсовнархоза - начальник отдела промысла рыбы и китов Петр Данилов, начальник планового отдела Юрий Трифонович Степаненко, опытные специалисты Херсонского и Крымского совнархозов.
Укомплектованием экспедиции специалистами, материально-техническим обеспечением на долгий шестимесячный рейс занимались работники Керченской базы Госрыболовства под руководством директора базы Якова Ивановича Сазонова и главного инженера Леонида Гавриловича Тимофеева, впоследствии ставшего генеральным директором объединения "Керчьрыбпром". Немалую помощь оказывали работники Крымгосрыбтреста, который возглавлял Петр Сергеевич Чуприна, главным инженером был Михаил Васильевич Кириллов.

Слева Денисенко И.Ф., справа крайний Алисов.
В составе экспедиции была и киногруппа киностудии имени Довженко (Киев) - режиссер и кинооператор.
Хорошо была оснащена судовая амбулатория. Опытные врачи и медсестры могли в любое время оказать членам экспедиции медицинскую помощь. Для контроля качества выпускаемой рыбопродукции на судне была хорошо оснащена технологическая лаборатория.
Кузница кадров
Экспедиция стала настоящей кузницей кадров. Они подбирались очень тщательно. Экипажи судов укомплектовывались высококвалифицированными специалистами, вплоть до матросов, которых набрали из числа курсантов Херсонского мореходного училища. Многие из них впоследствии стали капитанами, старшими механиками рыбопромысловых судов. Сколько крупных руководителей, первоклассных специалистов вышло из участников рейса! Это старпом Е. А. Алисов, второй помощник капитана Г. В. Ерохин, электромеханик С. А. Иващенко, третий механик А. Д. Мягкоголовый, рефмеханик А. А. Евлахов, инженер-акустик А. Е. Целуйко и другие.
В последующие годы - это руководители объединений, капитаны, старшие механики, начальники служб. На этом судне начинали матросами Юрий Чепега, впоследствии генеральный директор объединения "Керчьрыбпром", Валентин Светлов (впоследствии заместитель начальника
Севастопольского морского рыбного порта). Для многих первый рейс в океан стал опорной точкой в жизниВсе специалисты знали, какие огромные затраты были вложены в этот экспериментальный научно-промысловый рейс, и каждый из них делал все возможное, чтобы эти затраты были не напрасными. Славу "Жуковскому" принесли рыбаки, их самоотверженный творческий труд. Кузница рыбацких кадров - это не ради красивого словца сказано. Эти слова - отражение реальности.
16 октября 1958 года экспедиция взяла курс в океан. В то далекое дождливое утро Керчь провожала корабли первой Украинской научно-поисковой промысловой Южно-Атлантической экспедиции - БМРТ "Жуковский", СРТ "Грот" и БЧС "Затвор". Казалось, на проводы пришел весь город. Когда эти суда отошли от пирса, проводить их в Черное море вышла целая эскадра рыболовецких мелких суденышек. Прощальные гудки провожавших судов не смолкали несколько минут. В их хор вливались заводские басистые гудки.
В Черном море сделали несколько учебных тралений. Все было впервые: постановка трала, проверка знаний, умения.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ В МИРОВОЙ ОКЕАН
На просторах Атлантики
Переход к району промысла стал для многих испытанием на мужество.
Суда благополучно миновали Дарданеллы и вышли в Средиземное море, где попали в 9-балльный шторм. А на борту были новички, впервые попавшие в такую непогоду. Она стала серьезным испытанием для судов. С борта "Жуковского" с ужасом смотрели на наши маленькие суденышки - "Грот" и "Затвор", а с них моряки с замиранием сердца наблюдали, как раскачивается на волнах громада траулера. Ведь крен приближался к предельной отметке.
Все закончилось благополучно. Люди и корабли с честью выдержали первый экзамен моря, четко несли вахту, помня о принятых обязательствах, о своем слове, данном Родине.
У берегов Сицилии провели опытные траления, обследовали мелководье у восточных берегов Туниса и, пройдя Алжир, миновав Гибралтар, вышли в Атлантику, которая встретила крутым накатом. Следуя вдоль африканского побережья, стали спускаться к экватору. Нужно было определить перспективные районы промысла сардины, тунца и многих других ценных пород рыб, начиная от Гибралтара до Кейптауна, предложить способы их облова. Предстояло опробовать эффективные конструкции тралов, изыскать рациональные способы обработки рыбы в тропиках, произвести опытный выпуск рыбных консервов, рыбной муки (впервые), разработать способы бункеровки судов в океане, передачи уловов. Важным было изучение степени и причин обрастания днищ судов в южных районах.
Определенные задачи стояли перед научной группой, которую возглавлял кандидат биологических наук, позднее профессор В. А. Бородатов. Ученые изучали биологию, поведение и миграцию рыб, их кормовую базу, определяли гидрологические и гидротехнические режимы, готовили точный отчет о фауне и флоре океана.
В районе Рио-де-Оро, у островов Зеленого мыса, встретили первые скопления сардинелы, тунца. За одно траление или обмет кошельковым неводом брали по три тонны и более.
Шли долго. Экспедиции предстояло работать в Гвинейском заливе, а он почти на экваторе. Ход у экспедиции тормозил "Грот". Его "крейсерская" скорость составляла 7 узлов. "Жуковский" и "Затвор" могли развивать скорость более 10.
Будни экипажа
Вот он, наконец, Гвинейский залив. Без привычки жара невыносимая, влажность тоже. В полдень солнце в зените, и тени от человека нет. Но настрой у всех деловой. Особое внимание уделялось сохранению нормального психологического климата в экипаже. Если первые месяц-два люди еще вполне нормально переносили условия рейса, то потом однообразие работы, постоянное общение с одним и тем же, причем крайне ограниченным кругом членов экипажа, жизнь в не очень приспособленных условиях корабля стали давать о себе знать. Поэтому пребывание людей на судне, их свободное время приходилось разнообразить: наладили производственную учебу, проводили вечера художественной самодеятельности. Большой популярностью пользовались киносеансы. Фильмов, правда, взяли не очень много, но зато "крутили" их часто. Любили рыбаки в свободное время и спортом заняться. Проводили соревнования по волейболу, шахматам, поднимали гири.
Все наиболее интересные новости жизни экспедиции освещались в выпуске стенных газет. И все же оторванность от дома сказывалась. Связи с Керчью, с семьями у экипажей во время рейса не было никакой. По радио могли связываться только с Киевом и Москвой, а вот какие новости дома - не знали. О своих покорителях атлантических просторов керчане не знали ничего, что породило в городе массу слухов. Но несмотря на все сложности рейс проходил нормально.
Цель достигнута: начался промысел
Наконец, 8 декабря на ленте эхолота "Жуковского" появились столь долгожданные большие коричневые пятна - записи крупных косяков рыбы. Первое же траление не обмануло ожидания, дало несколько тонн отборной сардинеллы. Теперь же трал за тралом приносил десятки тонн рыбы.
Буквально в первый же день промысла возникла проблема поискового обеспечения работы "Жуковского". Дело в том, что на нем, к сожалению, не было гидролокатора горизонтального поиска. На судне был лишь один обычный для тех лет эхолот. Успешные траления бывали только при прохождении судна с тралом точно по косяку рыбы. На экспедиционном судне СРТ "Грот" была установлена самая совершенная для того времени гидроакустическая система именно горизонтального поиска. Поэтому перед этим судном и была поставлена задача наводки "Жуковского" на косяки рыбы. Со сложнейшей аппаратурой на "Гроте" виртуозно управлялся гидроакустик М. Ф. Сапин.
БЧС "Затвор", которым командовал капитан Николай Рачковский, выполняя рейсовое задание, провел несколько экспериментальных заметов кошельковым неводом на поверхностные косяки тунцов. Сама эта идея, как показала практика, была абсолютно правильной. Но, к сожалению. скорость судна и размеры невода оказались недостаточными для того, чтобы обловить косяк тунца. Эти крупные рыбы легко подныривали под сетное полотно невода и выплывали буквально в 15-20 метрах за его сеткой. Экипажу оставалось лишь документально фиксировать происходящее на фотопленке.
Пробные донные траления "Жуковского" давали скудные уловы.
"Затвор" сделал несколько заметов кошельками. Уловы оказались нормальными, но передать их на "Жуковский" оказалось невозможным. По этой причине "Затвор" часть времени стоял на якоре и использовался в качестве буя, помогая тем самым в наводке "Жуковского" на рыбу. Поскольку на "Жуковском" не было гидролокатора горизонтального поиска рыбы, возникала проблема поискового обеспечения работы. Было принято решение направить "Грот", имевший гидроакустическую систему именно горизонтального поиска, для обеспечения наводки "Жуковского". В результате этого решения не было потерь промыслового времени.
Сейчас может показаться смешным, но траление "Жуковского" проходило так: впереди шел "Грот", за ним БМРТ. При обнаружении косяка "Грот" давал гудок, и за борт бросали какой-нибудь плавающий предмет. Это означало, что здесь косяк. "Жуковский" опускал трал и облавливал этот косяк. Пробные траления показали, что действительно выбрано удачное место для промысла. Определив размеры рыбных скоплений, наладили промысел. Когда шла рыба, трудились все, не считаясь ни со временем, ни с должностью. Восемь часов на вахте, а потом еще четыре часа подвахты - такой режим стал обычным для экипажа.
Ловили сардину, сардинеллу, скумбрию, капитана, зубана. С промыслом проблем не возникало. Поднимаемые полные тралы рыбы радовали всех членов экспедиции и позволили забыть неудачи первых месяцев поисково-разведывательной работы. В тралы попадались незнакомые экзотические рыбы. Среди вахт, служб наладили действенное социалистическое соревнование, которое настраивало людей на высокопроизводительный труд. Основной сложностью, пожалуй, оказалась жара. БМРТ не предназначался для работы в южных широтах. Не было на нем приборов, спасающих от высоких температур. Забортная вода прогревалась до плюс 28 градусов, наружная температура доходила до 50, в котельной - до 60 градусов.
Были направлены усилия на борьбу за ликвидацию многочисленных узких мест. Покрытие верхней палубы ксилолитовой мастикой при температуре плюс 35-40 градусов вздувалось. Рыбообработка не успевала за выловами. Дополнительно соорудили четыре ванны (чана) с водой. Их емкости не превышали 25 тонн, охлаждались льдом, который таскали вручную. Не удовлетворяла изоляция трюмов. На судне отсутствовала установка кондиционирования воздуха.
Возникали сложности и с эксплуатацией в жарких условиях оборудования, освоением рыбомучной установки. При хранении рыбной муки была опасность ее самовозгорания. Много конструктивных недостатков выявили при постановке и выборке трала. Лебедки часто заклинивало.
Тяжело приходилось женщинам на камбузе и кочегарам в котельной. Чтобы хоть как-то легче было переносить жару, с ванн, установленных на палубе, клали лед из морозильного трюма в ведра с водой и обливались ею.
Характерная деталь, говорящая о настроении в этом рейсе: никто не считался со временем, о трудностях тогда не думали. А тут еще подошел к концу запас пресной воды. Оставалось идти в ближайший порт. Но вот неожиданная удача! "Грот" наткнулся на скопление сардины. Решение рыбаков было единодушным: такой шанс упускать нельзя! Ну а что касается пресной воды, то и здесь выход был найден. Решили топить имеющийся на судне лед.
Шло траление за тралением. Рыбаки стремились наверстать упущенное время. Район не покинули до тех пор, пока не набрали полный груз - 10 тысяч центнеров. И это при плане 6500 центнеров!
И вот, наконец, все морозильные трюма "Жуковского" заполнены.
После промысла был короткий заход в африканский порт Такоради - главный порт Ганы. Пополнив запасы воды и продуктов, двинулись домой.
Все работы закончены. Плановое задание перевыполнено, и корабли экспедиции на месяц раньше запланированного срока двинулись на север, домой в Керчь. Флотилией пропахано 14 тысяч миль в знойных тропических широтах Атлантического океана, чтобы изучить и испытать реальные возможности ведения промысла рыбы добывающим флотом. Достигнут триумфальный успех экспедиции, показавшей возможность промыслового лова сардины в Гвинейском заливе у берегов Ганы в зимние месяцы. Он оправдал то обстоятельство, что экспедиции не удалось пройти в район Кейптауна. Это стало уделом последующих лет и других экспедиционных судов.
Встреча в родном порту
Февраль 1959 года. Порт Керчь. Первая Украинская научно-поисковая промысловая экспедиция завершена. С триумфальным успехом его участники вернулись домой. Город-герой Керчь торжественно встречал своих мужественных посланцев. Над кораблями весело и празднично трепещут флаги расцвечивания. На "Жуковском" звучит бодрый радостный марш. В ответ с берега приветственно подает голос гудок. К нему присоединяется второй, третий, и вот уже весь Керченский порт, суда у причалов судоремонтного завода дружно салютуют морским приветом судам экспедиции. В небо взлетают десятки ракет. "Жуковский" медленно пришвартовывается к стенке причала. Все звуки тонут в приветственных криках, словах, поздравлениях керчан. Подходят "Грот" и "Затвор".
Эта экспедиция была значительным событием, которое в дальнейшем повлияло на судьбы морских портов. Ведь после него началось бурное развитие рыбной промышленности, ориентированной на промысел в районах Мирового океана.
В результате работы первой научно-поисковой промысловой Южно-Атлантической экспедиции добыто более 10 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Освоена и изучена переработка рыбного сырья. Была произведена морозка рыбы. Выпущены консервы различного ассортимента, рыбная мука и рыбий жир. Освоена возможность промысла и переработки рыбы в Мировом океане в тропических широтах, а также испытаны особенности промысла разными судами.
Экспедиция убедительно доказала экономическую, финансовую, продовольственную целесообразность развития полномасштабного комплексного рыболовства.
Пути развития рыбной промышленности
В последующие годы на основании научных и практических данных первой экспедиции началось ускоренное развитие рыболовства нашим флотом в Мировом океане.
Для этой цели государство выделило достаточно большие средства. Создавалась новая, современная инфраструктура руководства масштабным комплексным развитием рыбного хозяйства в Украине, в южных приморских областях России (Краснодарском крае, Ростовской области), в Грузии. Строились новые и расширялись действующие предприятия, морские порты на побережье Черного и Азовского морей.
Все это позволило создать десятки рабочих мест для населения прибрежных городов Азовского и Черного морей, а также для военных моряков, уходящих в запас. Были построены новые морские рыбные порты в Севастополе, Одессе, Керчи, расширены порты в Новороссийске, Ростове-на-Дону, Поти, Батуми, Жданове, Темрюке, Бердянске, Херсоне, Очакове, Вилково. Проложена железнодорожная ветка в Камышовую бухту Севастополя. Проведена троллейбусная линия в городок рыбаков в Камышовую бухту. Были построены новые жилые дома, детские сады, гостиницы моряков-рыбаков в Севастополе, Керчи, крупнейший в Украине Дворец культуры рыбаков в Севастополе. Благодаря успешному развитию океанического рыболовства с базированием флота в черноморских портах, Министерство рыбной промышленности строило большое количество разнотоннажных судов океанического флота для всех бассейнов страны.
Азово-Черноморский бассейн из этого нового флота получил десятки современных траулеров, плавучие рыбоконсервные заводы-траулеры "Наталья Ковшова", "Мария Поливанова", "Анатолий Халин", транспортные рефрижераторные суда, китобазу "Советская Украина" с новыми современными дизельными двигателями и малыми судами-китобойцами.
Вошла в строй комплексная, самая крупная в мире рыбоперерабатывающая плавбаза "Восток" водоизмещением в 45 тысяч тонн, вырабатывавшая в год 25-30 миллионов банок консервов высокого качества, рыбий жир и рыбную муку.

Алисов Е.А. старший помощник капитана БМРТ "Жуковский"
Количество работающих в рыбной отрасли Азово-Черноморского бассейна достигло 120 тысяч человек. Добыча рыбы, морепродуктов была доведена с одной тысячи тонн в первой экспедиции, до 1 миллиона тонн в год. Прибыль всей промышленности Азово-Черноморского бассейна достигла порядка 180-200 миллионов рублей в год.
Двадцать восемь промысловых рейсов совершил "Жуковский" в Мировом океане, став затем не просто южной "Авророй" в Камышовой бухте, а, как и прежде, надежной кузницей рыбацких кадров, школой начинающих рыбаков - учебно-тренажерным судном.
По заслугам, БМРТ "Жуковский" награжден орденом Трудового Красного Знамени. И, пожалуй, самым дорогим памятным знаком для всех участников экспедиции является грамота "Первопроходцу океана", выражение признательности рыбаков Азово-Черноморья.

Светлана Осипенко - помощник капитана по производству ПО Керчьрыбпром 1960-1977
Муравленко П.Б.
Рыба Камчатского края 
|