Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Чеков Александр Александрович:
    все материалы
    1. Как сгорел "Якут"
    2. Оссорская аномалия
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
     Из книги Т. М. Кривоногова "Люди и судьбы"
    Июль 1948 год, Петропавловск-Камчатский. Ковш рыбного порта. Заканчивается размещение грузов на пароходе "Якут". Он направляется с солью и генеральным грузом по восточному побережью Камчатки до Анадыря. В конце погрузки на палубу принимают пассажиров, завербованных в Пензе. Эта область больше всех отпускала на Камчатку своих жителей.
    Пассажирских мест на судне нет, так как "Якут" - грузовое судно.
    Наконец судно загружено, боцман с палубной командой кладёт "по-походному" стрелы, на них натягивают трюмные брезенты, края крепят за палубные рымы, брезенты обтягиваются. Получается что-то наподобие цыганского шатра: место, укрытое от ветра и дождя, готово. На трюме, под шатром, размещаются пассажиры. Они спешат попасть на Камчатку, спасаясь от безысходной нужды на родине, в Пензе. Каждый мечтает заработать на рыбных промыслах. Большинство мужчин - люди, прошедшие гор нило войны. Чувствуется это по видавшим виды армейским гимнастёркам и орденским планкам.
    Командовал пароходом в то время капитан дальнего плавания Александр Александрович Чеков - уроженец Голой Пристани, что в Херсонской области, старого моряцкого гнезда - моряков, рыбаков и китобоев. Старшим помощником был Павел Матвеевич Кузьмин. Он происходил из рыбаков, в войну его мобилизовали в Военно-Морской флот. Воевал на Севере, перегонял военные тральщики из Нью-Йорка в Мурманск, был торпедирован. За мужество в боях получил орден Боевого Красного Знамени. Я в то время занимал должность третьего помощника капитана.
    У старого "Якута" было одно преимущество перед другими судами Камчатрыбфлота. Он имел хорошие жилые помещения - двух- и четырёхместные каюты для команды, а также новые спаренные грузовые паровые лебёдки. Но скорость хода была невысокой из-за очень старых огнетрубных котлов. "Якут" на низкокалорийном угле проходил за вахту (то есть за четыре часа) всего четырнадцать-шестнадцать миль.
    Заслуга в том, что на "Якуте" имелись хорошее жильё и прекрасные грузовые лебёдки, принадлежит Павлу Дмитриевичу Киселёву. Он вступил в командование "Якутом", будучи молодым капитаном, в 1941 году. Работал на нём до конца Великой Отечественной войны. Совершил три рейса в США и Канаду. Первым рейсом вышел на ремонт в Сан-Франциско из Владивостока зимой 1941 года, ещё до начала войны. Там на судно и поставили спаренные грузовые лебёдки, радиопеленгатор, эхолот Хьюза и механический лот Томсона.
    …Хоть война и завершилась три года назад, но питание оставалось очень и очень плохим. Судовой холодильник вышел из строя. Во Владивостоке вместо свежего мяса нас снабдили солониной и тушёнкой. Хлеб пекли из чёрной муки, белой для выпечки пирожков было мало.
    На руки каждый моряк получал по килограмму сливочного масла и сахара. Поэтому за иллюминатором каждой каюты висела сетка с банками сахара и масла. В кают-компанию и столовую приносили свои запасы. Каждый член экипажа заказывал у буфетчицы хлеба по своему усмотрению - шестьсот, восемьсот граммов или килограмм. Таким образом, кто меньше брал для себя хлеба, тот экономил на этом несколько рублей. А ведь работать приходилось много, кроме всего - на выгрузке и погрузке, обслуживать лебёдки.
    При отвратительном питании, тяжёлых условиях работы и плавания наш пароход был более похож на самую настоящую плавучую тюрьму, а мы - на арестантов. И это в то время, когда вся Европа уже забыла карточную систему и недостаток продовольствия.
    Читателю надо рассказать об ещё одной интересной детали. Осенью 1946 года на пароход "Орочон", стоявший в ремонте на Петропавловской судоверфи, прибыл начальник политотдела Камчатрыбфлота Василий Иванович Николаев. Он обладал зычным голосом и был нахрапистым политработником. Созвали общесудовое собрание, на котором решался очень интересный вопрос. Дело в том, что в 1919-1920 годах в России был голод, и американская организация "АРА" (как это расшифровывалось, я, честно говоря, уже не помню) при помощи своих представителей оказывала помощь голодающим. Для этого открывали бесплатные столовые. Оказывается, видя наше бедственное положение, в 1946 году они опять предложили такую помощь, но поставили то же условие, что и раньше: контролировать распределение помощи должны американские представители. Требование, в общем-то, справедливое.
    Команде "Орочона" было об этом доложено и сказано, что наше правительство не может согласиться с таким условием. "Почему мы должны мириться с тем, что на нашей земле кто-то будет хозяйничать?! Как вы смотрите на это?" - вопрошал политоратор. И решение, естественно, было принято такое: нам эта помощь не нужна, мы обойдёмся без неё. В общем: "Решение правительства одобрить!" Собрание оформили соответствующим протоколом, и В. И. Николаев увёз его в управление флота. И в этот раз реальное, по-настоящему бедственное положение не стыковалось с политикой…
    …По выходе из Ковша в рейс "Якут" имел вид самого настоящего Ноева ковчега. Пройдя по комбинатам восточного побережья и сдав груз, в Анадырь мы подошли только в конце августа. Выгрузив генеральный груз и соль, взяли на борт солёную кету для механизированного корпуса маршала Рокоссовского, расквартированного осенью 1946 года в бухте Провидения.
    Пришли в бухту Провидения в конце сентября, взяли бункер. Нас удивило, зачем сюда привезли столько военных, ведь война давно закончилась, и здесь людей бросили на выживание. На этот вопрос нам ответил один офицер: "Плохо соображаете, моряки. Это трамплин для прыжка на Аляску!"
    Здесь мы получили следующее рейсовое задание. В бухте Угольной (теперь это посёлок Беринговоморский) взять полный груз угля и развезти его по комбинатам восточного побережья. Погрузились мы в третьей декаде сентября. Угля взяли около двух с половиной тысяч тонн. Но, кроме этого, приняли на борт человек пятьдесят заключённых. Их разместили в твиндеке третьего трюма, оборудованном нарами. В предыдущем рейсе там везли вербованных. Заключённых необходимо было доставить транзитом через Петропавловск в Магадан. Ещё на борт поднялся конвой под началом лейтенанта Юткина, а с ним и несколько человек милиционеров.
    Поскольку команде выгружать судно было тяжело, то капитан договорился с конвоем для ускорения работ привлечь заключённых. За это с рыбокомбинатов получали деньги и выдавали их "зэкам".
    Числа 20-го ноября мы стояли в бухте Южной Глубокой под выгрузкой. Затем получили указание принять солёную рыбу. Спустя несколько дней вышел из строя котел. Нечего было и думать выходить в море с одним оставшимся. Вскоре для буксировки "Якута" подошёл буксир "Кашалот" под командованием капитана Ильи Григорьевича Евстафиади. Но вместо того, чтобы следовать прямо в Петропавловск, нам, аварийному судну, дали команду зайти в Корф и погрузить ещё тонн пятьсот солёной рыбы.
    То, что заключённые мёрзнут в совершенно не отапливаемом трюме и страдают ещё несколько семей, ютящихся в кормовой надстройке, высокое начальство не беспокоило. Но, слава богу, погода нам благоприятствовала. Погрузку в Корфе мы быстро закончили и под проводкой "Кашалота" в середине декабря пришли в родной порт. Указание было выполнено, а вот положение каких-то заключённых и вербованных… Разве это кого-то должно волновать?
    Читателя, наверное, интересует дальнейшая судьба парохода "Якут". В начале 1950-х годов он получил капитальный ремонт в Китае. Капитаном на нём тогда работал Леонид Иванович Кужель. "Якут" исправно возил путинный груз, соль, бочкотару в Северо-Охотскую сельдяную экспедицию и рыбокомбинаты Камчатки.
    В 1968 году "Якут" стоял в ремонте на судоверфи. Кочегар В. Капустин решил наполнить бензином свою зажигалку. Наливал его из пол-литровой бутылки и, естественно, разлил на столе. Потом решил попробовать, как действует его "агрегат". Чиркнул. Вспыхнуло пламя, и пароход загорелся как факел. Погибли несколько человек. Началось "судное дело". Капустин получил два года тюрьмы как прямой виновник происшедшего (отсидел он, правда, после суда всего месяца два-три, вышел по амнистии и снова вернулся на флот). Капитана Л. И. Кужеля от ответственности освободили, приняв во внимание его стаж работы во флоте (с 1929 года) и награды - орден Трудового Красного Знамени, грамоту Верховного Совета СССР и ряд других наград и поощрений.
    После пожара "Якут" отбуксировали и продали на металлолом в Японию. Так закончил свою жизнь один из старейших пароходов Камчатрыбфлота.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес