Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Дальрыба ВРПО:
    все материалы
    1. Первый слет молодых рыбаков Дальнего Востока
    2. К 40-летию "Дальрыбы". Былое и думы
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
    2007.03.05 "Рыбак Приморья"

    1. Остановить бы век и повернуть назад…

    19 октября объединению акционерных обществ "Дальрыба" исполнится ровно 40 лет. Возраст хоть и не круглый, но солидный - самое время "итожить то, что прожил". И - с надеждой и уверенностью в силу зрелости, способной на большее, чем было сделано до сих пор, смотреть в будущее, идти вперед. Так должно быть, ибо законы развития, единые для природы, человека и любой экономической формации, определяет опыт как важнейший инструмент прогресса. Так бы и было, не ворвись в нашу жизнь разрушительным смерчем неподготовленный рынок, современный российский НЭП, поставивший все вверх дном и отбросивший рыбную отрасль в эпоху полукустарного промысла.
    Когда больно все общество, а его экономика деградирует, рыбак со злой тоской о несбывшемся вглядывается в день грядущий. Какие новые потрясения - от безденежья и безрыбья на богатых океанских нивах до возможных терактов в собственном доме - он ему готовит? И с ностальгией по прошлому, когда его почти каторжная, самоотверженная, но зато и самая высокооплачиваемая, работа была у всех в чести, ворошит свою память в поисках ярчайших дней из сданной теперь в архив истории становления на Дальнем Востоке крупнейшего даже по планетарным меркам рыбопромышленного комплекса.
    "Дальрыба" в нем занимает особое место. Именно на долю этого корпоративного объединительного органа приходятся самые выдающиеся достижения дальневосточных рыбаков за последние несколько десятилетий так называемого "советского периода" России. О них в нашем юбилейном историческом очерке мы еще расскажем, а пока, чтобы проследить закономерность создания в регионе более эффективной системы управления морскими промыслами, обратимся к истокам их становления. Если мы хотим что-либо понять, осмыслить, сопоставить, экскурс в прошлое просто необходим. Между прочим, все сегодняшнее очень похоже на то, от чего отрасль начала уходить с конца 20-х годов нынешнего столетия и к чему нас настойчиво толкают на финише века реформаторы от криминальной приватизации…

    2. ОТ КУНГАСА К "АЛЕУТУ"

    Федор Сергеевич Гарнцев, наш постоянный автор, человек удивительной судьбы, отдавший флоту не один десяток лет и несмотря на свой возраст аксакала поражающий бьющей через край энергией, как-то между делом зайдя в редакцию, ударился в воспоминания.
    - Вас тогда и в проекте еще не было, а я знаю, сам видел, на чем ходили в море рыбаки, - рассказывал он. - Это были сплошь "дрова" - баржи, шаланды, плашкоуты да кунгасы, уж и названий таких сегодня нет. Они даже двигаться не могли без помощи "толкача" - маломощного деревянного буксировщика, который утром выводил их на места лова, а потом тянул обратно к берегу с полными или пустыми - судя по обстановке - трюмами. А что было делать? Молодой республике Советов, еще не успевшей оправиться после гражданской войны, остро не хватало продовольствия, на селе только-только началась коллективизация, вот рыбка и выручала…Можете себе представить, каким трудом она доставалась. Ловили-то не тралами, как сейчас, а ставными неводами, ярусами, просто сетями. Причем отечественная промышленность практически ничего этого не производила - все оборудование для промысла, оснастку поставляли японцы, имевшие в то время львиную долю капитала в Акционерном Камчатском обществе. Мы лишь в тридцатых годах стали понемногу выходить из иностранной зависимости и обзаводиться собственным флотом, когда в Приморье и на Дальнем Востоке появились первые траулеры и дрифтерные пароходы, закупленные у англичан, немцев и итальянцев. Правда, хоть уловы и поползли стремительно вверх, однако вскоре с этим пополнением пришлось расстаться, отдать его военным морякам и перебросить на другие бассейны по причине отсутствия плавучих приемотранспортных, перерабатывающих и холодильных мощностей. И снова вся наша рыбалка, что называется, "закунгасилась"… Листаю архивные документы: четверть вековой давности брошюру А.Мандрика "Страницы истории советской рыбной промышленности Дальнего Востока", сборник "Звезда рыбака", многостраничный научно-публицистический очерк В.Свидерского "Из истории развития рыболовства на Дальнем Востоке". Все в точь-в-точь, как говорил Гарнцев. Индустриальный порыв в стране победившего пролетариата мало затронул главную морскую отрасль. Развивалась она неспешно - промышляли в основном артельно, семейно, кооперативно и, естественно, сезонно, крупных промпредприятий не существовало. Любопытная картинка: в 24-м году из почти 40 тысяч занятых в рыбном хозяйстве дальневосточников русских рабочих было всего - на всего около семи тысяч. А вот иностранцы хозяйничали с размахом, по крупному, ежегодно добывая рыбы и крабов в наших водах на сумму свыше 60 миллионов иен (тогда это были деньги). Не отставали от японцев и американцы. И даже принятый в 23-м году правительственный декрет, упорядочивший в какой-то степени рыбные и морские звериные промыслы в регионе, не покончил раз и навсегда с засильем зарубежных морепользователей.
    Структурно отрасль была слаба. Первое государственное рыбопромышленное предприятие "Дальгосрыбпром", прообраз будущей "Дальрыбы" (между прочим, здесь несколько лет проработал, занимаясь инспекционными разъездами, выдающийся исследователь Владимир Клавдиевич Арсеньев), появилось лишь в 1923 году. Но производственная его деятельность нынче воспринимается с улыбкой: за два с небольшим года он реализовал "аж" 570 тонн сельди и приготовил 4775 ящиков рыбных консервов. Зато другой результат воспринимается уже по-иному - впервые, минуя посредничество иностранных компаний, рыбная промышленность Дальнего Востока вышла на прямой контакт с мировым рынком.
    Такая самостоятельность далеко не всем пришлась по вкусу - советское правительство взяло твердый курс на ограничение алчных аппетитов чужестранцев на своей тихоокеанской акватории. Это прослеживается и в организационных переменах. Теперь уже и многие ветераны рыбного дела, наверное, не припомнят, что до ноября 1925 года на бассейне действовало акционерное общество "Дальморепродукт" (не даром говорят: все приходит на круги своя!), которое было ликвидировано, а на его базе возник Дальневосточный государственный рыбопромышленный трест, куда вошел и "Дальгосрыбпром". То был качественно новый скачок в процессе укрупнения и повышения эффективности дальневосточных рыбодобывающих предприятий. Всего спустя год трест "выдал на-гора" порядка 380 тысяч центнеров рыбы и произвел около 13 тысяч ящиков крабовых консервов. Одновременно развернулось по всему обширному побережью строительство рыбоконсервных заводов.
    И все же, по словам Федора Сергеевича (то же подтверждают и специалисты, вплоть до тридцатых годов техническое оснащение отрасли позволяло вести лишь пассивную добычу в пределах береговой зоны. Коренной перелом произошел после принятия специального постановления Совнаркома о пятилетнем плане рыбной промышленности в конце июля 1930 года, определившего долгосрочную государственную программу глубокой реконструкции всего рыбного хозяйства страны, в которую были вложены колоссальные средства. Не лишне бы нашим сегодняшним горе-реформаторам поучиться у «совковых» предшественников в смысле господдержки рыбаков, имевших уже к 35-му году почти двухтысячный паровой флот. И если появление семь лет назад первого отечественного завода-краболова (он так и был незатейливо назван "Первый краболов") было встречено дальневосточниками как эпохальное событие, то уже как само собой разумеющееся они воспринимали последовавшие за ним суда из новостроя - траулеры "Баклан", "Чайка", "Блюхер", "Буревестник", "Дальневосточник"… Столь мощный приток рыболовецкой армады потребовал создания разветвленной сети береговых производств по ремонту и снабжению флота, приступившего к интенсивному освоению океана, стационарных холодильников, тарных и складских помещений, плавбаз, отраслевых научно-исследовательских центров. Но поистине революционное значение получил приход в дальневосточные моря в 32-м году советской китобойной базы "Алеут", переоборудованной в Ленинграде из американского "семитысячника", вместе с тремя китобойцами, построенными по заказу в Норвегии.
    Именно тогда советский китобойный флот выдвинулся в мировые лидеры. Кстати, первая рыбацкая пятилетка вывела страну на второе место в мире и по объемам добычи рыбы. А уже к 1940 году на тихоокеанском побережье выросли десятки рыбоколхозов и рыбокомбинатов, таких как "Зарубино", "Тафуин", "Попов", "Путятин" и другие. Достаточно сказать, что перед Великой Отечественной войной на бассейне трудилось свыше 78 тысяч человек. Увы, примерно столько же их осталось и сейчас. Но то, что в ту пору становления считалось несомненным достижением, сегодня вызывает лишь горестную усмешку - дореформировались… Даже в годы военного лихолетья при всех лишениях и потерях государство продолжало вкладывать в рыбную промышленность огромные средства, на что труженики моря ответили героическим трудом, внеся неоценимый вклад в общую победу. А что говорить о наступившем затем мирном времени - страна не жалела ничего, чтобы помочь рыбаку-кормильцу удержать взятые рубежи, вывести его на новые горизонты. Если это называть "застоем", то что тогда нынешние реформы, не давшие "пахарю моря" ничего, кроме разочарований, а вернее, отобравшие у него все: международный престиж, добычливые районы промысла в Мировом океане, обыкновенную социальную защищенность и даже саму зарплату? Не пересесть бы ему снова с супертраулера на деревянную шаланду хлебать баланду. Кажется, туда нас снова и загоняют…

    3. РАНЬШЕ БЫЛИ ВРЕМЕНА

    Недавно мне довелось стать свидетелем интересного разговора. Было это летом на Сахалине, где проходило Всероссийское совещание рыбаков. Выступление на нем первого вице-премьера Николая Аксененко, больше похожее на разнос и показавшее всю "далекость" наших правителей от насущных рыбацких проблем, произвело на всех тягостное впечатление. "А вы знаете, - говорил потом, скажем так, в кулуарах совещания, руководитель одной очень солидной компании, опытнейший хозяйственник, закаленный всеми штормами и передрягами сумасшедшего российского рынка, - у нас никогда не будет капитализма". Десятка полтора слушателей разом с любопытством воззрились на коллегу. "Потому что, - выдержав паузу, продолжал тот, - никакими долларами, иенами, марками русского человека работать не заставишь, если дело ему не по душе. Деньги - да, они нужно всем, и "калымить" он, может, и будет, чтобы с голоду не умереть. Но не это для него главное. Ему нужно, чтобы работа приносила ему моральное удовлетворение и то, что мы когда-то называли общественным признанием. Если старание его заметят, оценят по совести, по справедливости, тогда он горы способен свернуть. А только почувствует наплевательское к себе отношение, нечестность, хамство - поминай как звали. Замкнется, начнет халтурить, "тянуть лямку". И тогда его хоть золотым дождем осыпай - остался исполнитель, рабсила, а душа, тот самый огонек, без которого ничего стоящего не сделать, ушла в свою скорлупку. Так уж мы воспитаны - из-под палки работать не можем, а что такое капитализм, как не самая жестокая, беспощадная дубина?".
    Когда готовились эти заметки, радио принесло печальную весть: умерла Анна Ивановна Щетинина, Герой Социалистического Труда, первая в мире женщина-капитан. Всю жизнь посвятила морю, флоту. Рыбачила, потом водила большие океанские суда, была педагогом и наставником. Чуть ли не вся довоенная история рыбной промышленности Дальнего Востока, да и послевоенная тоже, прошла через ее сердце. Не думала о карьере, не просила наград - они нашли ее сами. Как и тех простых тружеников моря, которые и в годы Великой Отечественной, и в мирное время добросовестно ловили рыбу, добывали кита и морского зверя. Свою профессию они называли призванием, так что и признание им выпало по заслугам. В конце пятидесятых более двух тысяч дальневосточников, работников отрасли, получили ордена и медали СССР, из них 21 стали Героями Соцтруда. Даже корабли - и те становились орденоносцами: борт прославленного "Алеута" украсил орден Трудового Красного Знамени. Так ведь и было за что - за двенадцать лет, с 1946 по 1958 включительно, общий улов в дальневосточных водах возрос более чем в два раза.
    Конечно, это не означает, что в стране была потогонная система, что людей нещадно эксплуатировали на путинах по 24 часа в сутки. Постоянно обновлялся и пополнялся флот, проводилось его техническое перевооружение. Давно уже на смену деревянным суденышкам пришли СРТМы, рефрижераторы, океанские сейнеры, а бассейн Тихого раздвинулся до границ Мирового океана, который уверенно осваивали дальневосточники. Только за четыре года (1951-1955) количество промысловых судов в регионе увеличилось наполовину, а по мощности обновления флотилия стала "сильней" на 72 процента.
    На берегу тоже не ждали у моря погоды. Можно сказать, что на отрасль работал весь экономический и научный потенциал страны. Иностранцы всегда свысока поглядывали на все русское - мол, далеко ему до наших кондиций, но когда в Приморье, на Сахалине, Камчатке рыбокомбинаты стали обзаводиться современными механизированными линиями, разделочными автоматами, установками для быстрого замораживания рыбы, не на шутку переполошились. Но особую зависть вызывали плавучие комбинированные суда-фабрики, заказанные в Германии. Что-что, а чужую выгоду они подсчитывать мастера. "Эти 24 судна… грузоподъемностью 2555 тонн…, в состоянии покрыть потребности в рыбе по меньшей мере 15 миллионов человек", - писал немецкий экономист Бланке.
    Сегодня новые хозяева, покупая с акциями пароходы и целые предприятия, без сожаления выбрасывают "за борт" тысячи своих рабочих и дипломированных специалистов. Что тут скажешь им в оправдание? Никогда моря не нюхали, занялись не своим делом? Вряд ли таких проймешь тем, что государство десятилетия пестовало профессионалов, которых не заменит никакая машина, никакие соображения прибыли. Но пусть хотя бы знают: к 1985-му году численность работающих в отрасли дальневосточников превысила 210 тысяч человек. А что касается высококлассных рыбаков с дипломами, то уже к 48-му году насыщенность рыбного хозяйства бассейна инженерно-техническими работниками вплотную приблизилась в среднеотраслевым показателям.
    Ну и что, пожмут плечами нынешние апологеты рынка, а в целом-то отрасль была убыточной. В 59-м, например, ее убытки только по Тихоокеанскому бассейну составили 84 миллиона рублей - и это вы считаете нормальным? Рассуждение явно с подвохом. Ведь каждому ясно: чтобы что-то от чего-то получать, надо прежде в это что-то что-нибудь вложить. Да, дотируя отрасль десятилетиями, государство шло на колоссальные расходы. Но, во-первых, поддержка эта с лихвой окупалась обеспечением продовольственной безопасности страны, ростом ее международного авторитета. Во-вторых, взяв курс на рост благосостояния народа, государство проводило его и в отношении рыбаков, уважительно, по достоинству воздавая им за тяжелый труд. Ну а в-третьих…
    Именно в 59-м году произошло событие, которое существенно, в корне изменило всю расстановку сил в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока. Еще до войны, во время нее и потом он структурно был раздроблен на несколько главков - Главвостокрыбпром, Главамуррыбпром и АКО (Акционерное Камчатское общество). Понятно, что такая управленческая разобщенность не лучшим образом сказывалась на результатах. Отсутствовала единая политика развития, были расхождения в целях и задачах, стратегии промысла и модернизации производства, распылялись средства. Ровно сорок лет назад было решено сломать эту систему, объединив все местечковые отраслевые центры на базе Главвостокрыбпрома в единое крупное региональное государственное образование. С этого момента начинается, собственно, биография "Дальрыбы". И хотя нынешнее свое название с приставкой "Главное управление" она получила спустя лишь еще пять лет, в 64-м, но - что в имени тебе моем - по сути уже тогда родилась новая, более совершенная и прогрессивная система руководства отраслью на Дальнем Востоке.
    А теперь к слову об убыточности. Посмотрим за пределы 59-го года. Уже в 62-м дальневосточники впервые вышли на рентабельность - пусть скромную, всего в 14,4 миллиона рублей, но мал золотник да дорог. В 63-м она взлетела аж до 105,4 миллиона - почти десятикратно! А следующее четырехлетие принесло еще 203 миллиона чистой прибыли.
    Сорок лет… Пронеслись, просвистели, как пули у виска. Что ни год - пароход, что ни пятилетка-семилетка - целая эпоха. Китобойная флотилия "Слава", "Советская Россия", современные автономные траулеры-крупнотоннажники… Марикультура на юге Приморья, экспериментальная база в Посьете, лососевые рыборазводные заводы. Уже к середине семидесятых "Дальрыба" представляла собой мощное специализированное многоплановое хозяйство, в подчинении которого находились "Приморрыбпром", "Востокрыбхолодфлот", крупнейшие предприятия Сахалина, Магадана, Камчатки, Владивостокский и Находкинский рыбные порты, позже к ним присоединились и рыбаки-колхозники. Дальневосточники гремели рекордными уловами на всю страну. Уже в 84-м году бассейн по объему добычи преодолел четырехмиллионный рубеж и продолжал стремительно наращивать темпы. Расширялся ассортимент продукции. 55 рыбаков - такого больше нигде, ни в одной отрасли не было - получили Звезду Героя, причем почти две трети их были дальневосточники. К началу горбачевской перестройки "Дальрыба" подошла бесспорным лидером среди всех отраслевых объединений страны, а ее руководитель Николай Исаакович Котляр возглавил в конце 86-го года Министерство рыбного хозяйства СССР. Сменивший его на этом посту Юрий Иванович Москальцов, вероятно, и не предполагал, что станет последним дальрыбовским генеральным директором советского периода. Да и кто знал, чем обернутся для рыбаков, для всех нас "реформаторские" социально-экономические эксперименты первого (и тоже последнего) президента Советского Союза. В народе их метко прозвали "катастройкой". За притягательными словами о гласности, демократии, хозяйственной самостоятельности разверзалась страшная пучина развала, в которую еще предстояло окунуться рыбакам.

    4. ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПО ОДИНОЧКЕ

    Когда-нибудь будущие раскопщики наших экономических завалов дадут справедливую оценку тому, что происходило в стране на рубеже 90-х годов двадцатого столетия. Как все красиво начиналось и как отвратительно заканчивается! Дальневосточные рыбаки, давно уже обеспечившие себе к тому времени всенародное призвание, жадно вдыхали повеявший от стен Кремля "свежий ветер перемен". Сам Михаил Сергеевич "пожаловали" летом 86-го во Владивосток, чтобы прикрепить к знамени города орден Ленина - награду, к которой больше всего были причастны именно труженики океанской нивы.
    "Рыбное хозяйство страны будет все больше перемещаться на Дальний Восток", - заверил он тогда приморцев, рисуя перед ними радужные картины развития отрасли - от обустройства береговых служб, механизации трудоемких работ, создания мощной перерабатывающей инфраструктуры до масштабных преобразований в производстве новых видов продукции. Экипаж дальморепродуктовской плавбазы с символическим названием "Дальний Восток", который высокий гость похвалил за умело проведенную модернизацию судна, окупившуюся меньше чем за три года, с замирающим от открывающихся перспектив сердцем слушал слова последнего Генсека о 10-ти миллионных уловах. Столько, по его мнению, надо теперь добывать советским рыбакам. Во Владивосток один за другим зачастили члены Политбюро. Я хорошо помню, как один из них, важно попыхивая трубкой, в приватной беседе с руководителями и специалистами Владивостокского рыбокомбината ставил перед коллективом "задачи" смелей внедряться в рынок, проявлять больше хозяйственной самостоятельности и инициативы. С тем и укатил обратно, забыв сказать "как", но не забыв по традиции заглянуть в торговый комплекс "Дары моря" на дегустацию отнюдь не слабого кулинарного ассортимента рыбопродуктов.
    Что и говорить, рыбаки уже тогда не знали, куда девать "излишки" - страна только и жила "рыбными днями". Отечественный рынок ломился от изобилия морской продукции - дешевой, доступной любому, самой разнообразной. СССР прочно держался в тройке государств, лидирующих по объемам морского промысла. Потребление морепродуктов на душу населения приблизилось к 19 килограммам - достаточно приличному по тем временам показателю. Проблемы с валом отходили уже на второй план - внедрение интенсивных технологий, быстрое пополнение флота самыми современными, оснащенными новейшими орудиями лова и промпереработки судами, автоматически обеспечивали ежегодный прирост добычи. Вопрос ставился в плоскость переориентации работ предприятий "Дальрыбы" от количественных показателей на качественные, развития марикультуры, строительства сети рыборазводных заводов на побережье по примеру всегдашних законодателей рыбацкой моды Японии и Китая. Мы хотели покорить мир, завоевать планетарный рынок сбыта, ориентируясь на его стандарты и спрос, перенимая чужой прогрессивный опыт, а угодили в гибельную ловушку "прихватизацилонных" процессов.
    Еще не успел стать новой Атлантидой Советский Союз, а российских рыбаков уже начали руками своих же фарисеев от политики теснить отовсюду. Разделительная "линия Шеварднадзе" в Беринговом море позволила американцам отхватить у дальневосточников от их уловов увесистый кусок весом в сотни тысяч тонн. Он и поныне в их руках. С развалом великой державы и последовавшим за ним тотальным акционированием всего и вся, упразднением Министерства рыбного хозяйства отрасль вообще оказалась на задворках мирового рыболовства. Рассыпалась, как карточный домик, на сотни, тысячи "независимых" больших и малых фирм, но кроме желанной свободы и "самостийности" рыбаки от этого больше ничего и не обрели. Только долги, быстро стареющий, больше не обновляющейся флот, рост безработицы и банкротства да резкий спад всех производственных показателей. К чести дальневосточных тружеников моря, они все же не "разбежались до конца", а сохранили за "Дальрыбой" функции объединительного, координирующего органа на Тихоокеанском бассейне. В условиях полнейшего экономического хаоса в стране, а это было, пожалуй, единственно правильное и по-настоящему мудрое решение. Чтоб держаться на плаву и не пропасть поодиночке. А на кого еще было опереться, у кого искать поддержки и защиты в отстаивании своих интересов рыбаку? Закон его не охраняет - нету пока его и неизвестно, будет ли когда. Государство безжалостно обирает, прибавляя к грабительской системе налогов, тарифов и пошлин очередное чиновничье изобретение - плату за биоресурсы, совершенно абсурдную, до которой кроме нас не додумался еще никто. Банкиры - коммерсанты душат невообразимыми ставками кредитов. Чему ж удивляться, что пошли на убыль уловы - до 2,2 миллиона тонн, хуже не бывало, что рентабельность снова ушла в минус, что флот катастрофически стареет, что и рыбачить - то становится негде: из восьми - девяти прежних районов промысла по всей акватории Мирового океана у дальневосточников осталось лишь Охотское море. Да и его быстро скудеющие запасы активно растаскивают иностранцы.
    Так от чего мы ушли и к чему пришли в итоге? Президент объединения акционерных обществ "Дальрыба" Юрий Москальцов устал вести счет потерям. Если бы не его авторитет у рыбаков бассейна, неустанные набеги на Москву - в правительство, Госдуму, Госкомрыболовство - с отчаянными требованиями помочь, не дать отрасли погибнуть, их, вероятно, было бы куда больше. В какой-то момент эти старания увенчались переломом: добыча снова стала расти и даже перескочила за трехмиллионный рубеж, продукция начала приносить прибыль. Увы, чехарда со сменой премьеров похоронила все правительственные обещания - по реструктуризации долгов, льготному кредитованию, гарантиям финансовой поддержки, по обновлению флота… И опять - сползание вниз. А сползать уже дальше некуда. Только в Приморье за последние несколько лет под жернова банкротства попали крупнейшие рыбацкие предприятия - "Приморрыбпром", Владивостокская БТРФ, Зарубинская база флота, "Востоктрансфлот", едва ли не все рыбоколхозы. Загублена создававшаяся десятилетиями база марикультуры, охраны и воспроизводства биоресурсов. Отраслевая наука, промразведка, чтобы выжить, вынуждены промышлять сами. А где они, герои путины, отважные "пахари моря"? Месяцами, годами сидят без зарплаты, не то что без наград - никто их труда не замечает. Стремительно редеет армия профессионалов. И это при том, что жизнь Дальнего Востока всегда держалась на рыбаках. Нетрудно представить, какая она теперь…
    Я внимательно слежу за всеми выступлениями Юрия Москальцова в прессе, с трибун рыбацких конференций, всероссийских совещаний и съездов, сам не раз брал у него интервью. Нет, рынок он не отвергает, считая его даже необходимым для эффективной, конкурентоспособной работы отрасли. Но при условии нормального государственного протекционирования, общеэкономической и финансовой стабильности в стране, обязательной дотационной поддержки, как это делается повсюду в мире. Надо, считает он, возрождать Министерство рыбного хозяйства - комитетский статус для такой рыболовной державы, как наша, слишком незначителен, с ним на официальном межправительственном уровне многого не добъешся. Падение цен на наше сырье и рыбопродукцию на зарубежных рынках заставляет вернуться к испытанной системе спецэкспортеров. Еще не поздно исправить и другую серьезную ошибку - возвратить профессиональному морскому ведомству по праву ему принадлежащие функции рыбоохраны, опрометчиво, как показала практика, переданные пограничникам. Как и приморский губернатор Евгений Наздратенко, президент "Дальрыбы" продолжает настойчиво пробивать идею придания Охотскому морю статуса внутреннего, российского. Слышат ли их на верху или нет, понимают или не понимают, а вопрос действительно архиважный: , уха, которую усиленно вычерпывают в этом котелке все, кому не лень, уже близка к донышку.
    В одной из наших газет недавно прочитал: президент "Дальморепродукта" Юрий Диденко выступает за национализацию своей компании. Не знаю, насколько это соответствует истине, но даже если и было, странного в том ничего не вижу. Многие честные рыбацкие генералы, вдрызг уставшие от социально-экономического беспредела в России, сказали бы то же самое. Зачем нужно было рубить старое под корень, ведь далеко не все в нем было плохое, прогнившее, негодное к употреблению сегодня. Тем более, что ничего лучшего не построено - доживаем на развалинах былого. Скоро при такой "заботе" рухнет и оно - что потом? Не случайно Юрий Иванович Москальцов в канун дальрыбовского сорокалетия настаивает на создании в своем бассейне унитарного государственного предприятия, способного не только делить квоты между пользователями (хотя почему этим должна заниматься только Москва?), но осуществлять во всей полноте функции госконтроля на промысле, в совершенствовании внешнеэкономического партнерства, заботиться, наконец, о развитии дальневосточного рыбохозяйственного комплекса, его снабжении и нормальной работе. Не потому, что все должно вернуться на круги своя. Просто хочется порядка, определенности - мы по ним изрядно соскучились. "Дальрыба" смотрит вперед с надеждой. Ее время еще не прошло. Возможно, в чем-то оно только начинается.
    Ю. Васильев

    5. НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

    Черчилль изрек однажды в отношении России почти великую мудрость: "Удивительный народ эти русские - с какой легкостью они сами себе создают трудности, а потом их успешно преодолевают". Вот уж действительно так, если даже приложить эти слова к состоянию нашей рыбной отрасли. За какое-нибудь полстолетие она сначала рванула в своем развитии от утлых баркасов до мощнейшего в мире добывающего и перерабатывающего флота. А потом враз, с помощью пресловутой чубайсовской приватизации оказалась, как пушкинская старуха в сказке "о золотой рыбке", у разбитого корыта.
    На эту тему есть необходимость поразмыслить в юбилейные дни - 40-летия "Дальрыбы". Еще 7 лет назад Дальний Восток поставлял "на стол народный" более 5 000 000 тонн морепродуктов, а теперь, к стыду, в России на человека приходится по 5-6 килограммов рыбы в год. Грань биологического истощения человеческого организма! Как же это мы допустили?
    Схема развала отрасли не случайность - она была продумана и спланирована до деталей. Сначала порушили бассейновый принцип управления, ликвидировав государственные производственные объединения "Дальрыба", "Севрыба", "Запрыба", "Югрыба", "Каспрыба". Затем произошел слом всей вертикальной системы управления производственным процессом. Полностью снята ответственность за конечные результаты. Нарушены внешнеэкономические связи. Выведен из-за пределов вод России флот. И, наконец, отрасль обезглавили: опустив руководство ею, как выражаются моряки, ниже ватерлинии - с министерских высот до департамента сельского хозяйства.
    Что же предложено взамен? А ничего существенного. Смотрите: помаленьку, со скрипом Правительству приходится возвращаться к старым, испытанным жизнью принципам; прислушиваясь к возмущенному голосу рыбаков, требующих "разворота руля к океану". Вспоминается наш первый рыбацкий съезд в Москве - показатель борьбы с бюрократическим пренебрежением к рыбакам столичных чинуш. Там началось фундаментальное единение бассейнов по целому комплексу проблем. И первая из них - флот. Наполовину сданный на "гвозди", наполовину морально устаревший. Его надо строить, воссоздавать. Рыбаки понимают, что денег сейчас, когда идет на Кавказе война, когда развернулась выборная кампания и вся страна в долгах, как в шелках, - нет в кармане России ни рубля. Тем не менее - "под оборотку", на флот средства надо изыскивать любыми способами, иначе отрасль окажется в лапах иностранщины. Да, мы за иностранные инвестиции, вкладываемые в строительство флота, но… на отечественных судостроительных заводах с последующим использованием этих судов на лове рыбы в экономической зоне РФ до полного погашения инвестиций. Мы за создание спецфонда для льготного кредитования рыбаков хотя бы в пределах одного миллиарда рублей. Нам необходимо восстановить разрушенную систему сбыта: ликвидировав трутневую армию посредников-торгашей, вновь внедрить госзаказы, хотя бы по снабжению таких ведомств, как Миноборона, МВД, Минюст.
    Да, у государства денег нет. Но рыбаки их и не просят. Однако Правительство вправе и в силах выделить льготные кредиты производителям и поставщикам рыбы, установить льготные тарифы, дотации и компенсации на рыбную продукцию, поставляемую для государственных нужд. Рассмотреть вопрос о реконструзации долгов рыбохозяйственных организаций по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также возможность отмены пени и штрафов… Внести дополнения в Постановление Правительства о включении рыботоваров в перечень продовольственных товаров, пользующихся 10% ставкой НДС…
    Проблем - море! И не только на правительственном, а и региональном уровне. По "привычке" их как бы продолжает курировать "Дальрыба", потерявшая прежние права. Сейчас она многое осуществляет через общественно-коммерческое объединение "Союз рыбаков". Но вот если бы Правительство убедить вернуть рыбацкому федеральному комитету министерский "портфель", то "Дальрыба" могла бы вновь быть на Тихом океане, как прежде, главным его подразделением, мотором, осуществляющим мощную организующую деятельность непосредственно в местах промысла. Полагаю, это положительно воспримут все дальневосточные рыбаки, как должный подарок к 40-летию "Дальрыбы". Что ж, будем и дальше бороться за живучесть и надеяться - ибо надежда умирает последней.
    ЮРИЙ МОСКАЛЬЦОВ,
    президент объединения акционерных обществ, предприятий и
    организаций рыбного хозяйства Дальнего Востока.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес