Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Линдгольм Отто Васильевич:
    все материалы
    1. Первые китобойцы
    годы:
    «.» 1917 - 1922 гг.
    2004.09.07 "Конкурент"

    Первые китобойцы

    Иностранцы, а затем подданные Российской империи Гек, Линдгольм, Дыдымов, граф Кейзерлинг стояли у истоков китобойного промысла на Тихом океане в XIX в. Все они были деятельными натурами, которые могли пренебречь блестящей карьерой (как лейтенант флота Дыдымов), чтобы заняться трудным и рискованным делом и в итоге способствовать развитию промышленности и коммерции на российском Дальнем Востоке.
    Евгений ШОЛОХ, специально для "К"

    Доходный промысел в руках иностранцев

    Первыми китобоями в дальневосточных водах были заморские промысловики: американцы, немцы, французы. Именно их шхуны с середины 50-х гг. ХIХ в. били китов в Охотском и Беринговом морях, у берегов Камчатки, Сахалина и Шантарских островов. Так, в 1860 г. только в Удской губе и Тугурском заливе китобойных судов под чужим флагом насчитывалось свыше 200. С 1846-го по 1861 г. американскими китобоями в Охотском море было добыто китового уса и жира на астрономическую по тому времени сумму - $130 млн. Основным рынком сбыта продукции был порт Гонолулу.

    Вольный шкипер и китобой Гек

    Выходец из Финляндии Фридольф Фабиан Гек считается одним из первых российских китобоев на дальневосточной окраине России. После окончания мореходной школы в финском городке Або он устремляется за приключениями на Дальний Восток. Здесь в 1857-1860 гг. на китобойных судах Российско-Финляндской китобойной компании "Граф Берг" и "Амур" в качестве гарпунера, а затем штурмана занимается промыслом морских исполинов. Более трех лет он набирается опыта, после чего возвращается на родину, где в 1863 г. после аттестации получает диплом шкипера (капитана) дальнего плавания. В сентябре 1869 г. он возвращается на Тихий океан на двухмачтовом бриге "Александр II" (заодно доставив сюда земляков-переселенцев), где приступает к китобойному промыслу в Японском и Охотском морях, снискав себе на этом поприще славу умелого морехода и удачливого китобоя.

    Начало миллионов Линдгольма

    Началось все с научной командировки студента Александровского университета из Гельсингфорса (Хельсинки), русского подданного Артура Нордмана на Дальний Восток в конце 50-х гг. ХIХ в. Решив вернуться в приглянувшиеся края, он пригласил с собой товарища - студента-недоучку Отто Линдгольма. Компанию им составили штурманы Торнквист и Форселес. Все они отправились на край света - к Охотскому морю - бить китов с надеждой разбогатеть. Однако на пути к счастью, в Нерчинске, главный идеолог этого предприятия - Артур Нордман - погиб.
    Не имея стартового капитала, Линдгольм и его товарищи начали с того, что в зиму 1863 г. стали собирать на продажу китовый ус по побережью Охотского моря. Здесь к ним присоединились и другие искатели счастья: уволенные в запас нижние чины, беглые каторжные, представители малых народностей Крайнего Севера. А по весне они на вельботах начали промысел китов. Упорный труд дал отдачу, и уже спустя три года, летом 1866 г., линдгольмовцы на вырученные средства от продажи китового уса и вытопленного на собственной базе жира приобрели три китобойные шхуны. Дело спорилось, и команда единомышленников уже именовалась как "Тугурская китобойная компания".
    А потом умер старый друг Линдгольма штурман Торнквист. Не выдержав тяжких условий промысла, стали уходить из компании его недавние помощники. Глава компании впал в депрессию, а затем все бросил и уехал к себе в Финляндию. Там он женился, но Дальний Восток уже не отпускал старого китобоя, и он вновь вернулся на Тихий океан. Теперь уже вместе с супругой он ходил на промысел китов. Потом случилась новая беда: умерла супруга. Еще некоторое время Линдгольм ходил на промысел, а затем оставил дело, которое стало смыслом его жизни, и осел на берегу.
    Однако не привыкший сидеть без дела, он занялся новым бизнесом, открыв во Владивостоке торговый дом "Линдгольм и Ко", который со временем стал проводить кредитные операции с банками Японии, Англии, США, Германии.
    На 28-м километре бывший китобой заложил Подгородненские угольные копи, у села Никольского (Уссурийск) поставил паровую мельницу, построил во Владивостоке кирпичный завод и взял у морского ведомства подряд на строительство сухого дока. Отто Линдгольм стал и первым владельцем Первореченской нефтебазы. Приобретя конфискованную у американских браконьеров шхуну и назвав ее "Котик", он с 1886 г. решил возобновить промысел китов, правда, сам уже в море не пошел. Однако удача отвернулась от китобоев, и шхуна стала выполнять другие задачи: доставляла различные грузы и пассажиров по пунктам побережья Японского моря, вывозила в Китай на продажу морскую капусту. В 1911 г. Линдгольм купил в Англии рыболовный траулер, оснащенный по последнему слову техники, назвав его "Находка". Это судно стало регулярно поставлять во Владивосток парную рыбу, выловленную ночью. Так, прибыв на Дальний Восток без гроша в кармане, спустя годы Отто Линдгольм стал миллионером, богатейшим купцом Владивостока, которому, кстати, было не чуждо и меценатство.

    Как офицер флота крейсер на китов променял

    Лейтенант Аким Дыдымов пожертвовал успешной карьерой флотского офицера, оставив военную службу и посвятив оставшуюся жизнь китобойному промыслу. Он едет в Петербург, пробивается к министру финансов, знакомит его со своим планом создания "Русского китобойного предприятия на Дальнем Востоке" и, убедив его в доходности и полезности этого дела для государства, получает ссуду в 50 тыс. руб. Однако денег все равно не хватает, и Дыдымов, продав имение родителей в Европейской России, вложил все средства в свою мечту.
    Для начала Дыдымов заказал в Норвегии китобойное судно, которое было построено по его проекту. Оно имело водоизмешение 170 т, паровую машину в 220 л.с. и парусную оснастку и могло развивать скорость до 12 узлов. Свое судно Дыдымов назвал в честь известного исследователя Дальнего Востока адмирала Геннадия Невельского. 19 октября 1889 г. Дыдымов привел свою китобойную шхуну во Владивосток. А вскоре он стал владельцем еще одного судна, которое конфисковали у американских браконьеров и передали китобою. Его переоборудовали в транспорт и нарекли "Надеждой".
    Уже в первый выход на промысел в заливе Врангеля Дыдымов "завалил" своего первого кита. Случилось это знаменательное событие 10 ноября 1889 г.
    Следом загарпунили второго кита в заливе Америка. На зиму китобои пошли промышлять на юг Японского моря, где добыли 23 кита, из которых получили 5 т китового уса и 12 тыс. баррелей жира. Однажды кита удалось убить прямо в Золотом Роге. Случилось это 28 апреля 1890 г.
    На исходе декабря 1890 г., закончив промысел у берегов Кореи, китобоец "Геннадий Невельской" взял курс на юг, в Японию. И бесследно исчез. Вместе с капитаном А.Дыдымовым и 13 членами команды. Усиленные попытки шкипера Гека отыскать следы своего товарища оказались тщетными. Вероятно, причиной несчастья стал шторм с обильным снегопадом, разбушевавшийся в те дни.

    Граф Кейзерлинг уходит в матросы

    Генрих Гугович Кейзерлинг тоже был лейтенантом российского флота. Однако, в отличие от Дыдымова, он дождался своей официальной отставки, после чего решил заняться китобойным промыслом. Чтобы познать это непростое дело, он для начала нанялся простым матросом на норвежскую китобойную шхуну. А в 1893 г. отставной офицер открыл предприятие, зарегистрированное как "Тихоокеанский китовый промысел графа Г.Г.Кейзерлинга и Ко" (в 1899 г. название его уже звучало иначе: "Тихоокеанское китобойное рыбопромысловое акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и Ко"). Базой для своего детища он выбрал бухту Гайдамак, которая ранее принадлежала погибшему китобою Дыдымову. В 1894 г. Г.Кейзерлингу в Министерстве финансов удалось получить субсидию в 125 тыс. руб. На эти деньги в Норвегии были построены два китобойных судна, названные "Георгием" и "Николаем". Кроме того, в Англии был закуплен пароход водоизмещением в 3,55 тыс. т. Его переоборудовали под плавучую китобазу и нарекли "Михаилом". С 1895-го г. хозяйство графа в бухте Гайдамак стало набирать обороты. С 1895-го по 1 января 1898 г., к примеру, было добыто 220 китов, которые были разделаны и переработаны на Гайдамакской базе. К этому времени у компании имелось уже 9 судов, из которых 5 было зафрахтовано. На заводе работало около 70 рабочих.
    Компания графа Г.Кейзерлинга вела промысел круглогодично. В летне-осенний период китов били у берегов Сахалина, после чего китобои уходили к корейским берегам. Причем перерабатывались на Гайдамакской базе только киты, добытые летом у Сахалина. Зимняя же добыча подвергалась засолке и поставлялась в Японию, в то время являющуюся основным рынком сбыта китопродукции. В Страну восходящего солнца шли соленые ласты, жир, тук. В Англии пользовался спросом китовый ус. Российский потребитель покупал жир и ворвань (тот же китовый жир, но прошедший три стадии переработки). На заводе также проводили опыты по изготовлению консервов из китового мяса, варили мыло...
    Дела шли в гору, предприятие графа Г.Кейзерлинга богатело. Однако начавшаяся в 1904 г. русско-японская война подкосила его хозяйство: японцы конфисковали все промысловые суда компании. Имея в наличии только одну шхуну, он пытается наладить рыбный промысел, занимается засолкой сельди и производством рыбных консервов. А потом графу подфартило, правда, уже в другом деле. После окончания войны его берут распорядительным директором Владивостокского филиала вновь созданного Русского Восточно-Азиатского пароходства. А вскоре он умудряется основать новое пароходство "Русь", заключив контракт с Министерством торговли на обслуживание морских линий Дальнего Востока. Пароходство просуществовало до 1924 г., пока новая советская власть его не национализировала.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес