Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Гаврилов Сергей Витальевич:
    все материалы
    1. 100 лет 80 лет…
    2. Cергей Гаврилов: "Все мы родом из детства, или планы на будущее"
    годы:
     
    Весна 2008 года оказалась богатой на юбилеи, касающиеся рыбной отрасли.
    Так, 1 апреля отметило 40-летие крупнейшее предприятие полуострова - ОАО "Океанрыбфлот". Есть в череде памятных дат и другие, относящиеся к более давней истории, к тем временам, когда только начиналось становление Камчатки рыбацкой.
    18 марта 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения Иосифа Никандровича Рохлецова - первого матроса камчатского тралового флота, начавшего работать в 1936 году в Базе активного опытного лова (БАОЛ), предшественнице всех современных и уже ушедших в историю камчатских флотов.
    И. Н. Рохлецов, бывший грузчик Петропавловского порта, зачислен в БАОЛ в январе 1936 года. Много лет он работал матросом-неводчиком и траловым мастером, в 1963 году вышел на пенсию, но вскоре вновь вернулся на флот. Последние годы трудился вахтенным матросом на плавбазе "Красноярск" и мастерской "Фреза". Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (в 1946 и 1956 годах), медалью "За трудовую доблесть". Скончался 1 ноября 1982 года, похоронен в Петропавловске. По словам ветерана флота, капитана дальнего плавания Т. М. Кривоногова, это был "труженик до мозга костей, зарекомендовавший себя порядочным, отзывчивым человеком".
    Словом "первый", впрочем, как и словом "самый", пользоваться нужно осторожно. Известно, что первым российским "потешным" солдатом Петра Великого стал конюх Сергей Бухвостов. Первыми отечественными профессиональными моряками считаются петровские Ипат Муханов, Иван и Наум Сенявины, практически изучившие морское дело на голландских и английских военных судах. Были и другие "первые" - действительные родоначальники того или иного дела или считавшиеся таковыми, нередко ошибочно. Имена многих из них история не сохранила, да и отношение они имели к событиям, протекавшим вдали от Камчатки. Нам же повезло - у нас тоже есть свой первый матрос, и в этом случае мы можем быть совершенно уверены в правоте такого утверждения. Вот что 24 сентября 1967 года вспоминал о начале своей рыбацкой деятельности И. Н. Рохлецов на страницах газеты "За высокие уловы" - предшественнике нынешнего "Рыбака":
    "Зимой 1936 года на дверях конторы АКО… увидел объявление, где прочитал, что набираются желающие стать матросами на рыбацких судах. Объявление несколько озадачило. Ранее мне не доводилось видеть, как ловят рыбу с кораблей. И, понятно, я даже представить себе этого не мог. Я как раз работал грузчиком в порту. Но зимой пароходы не приходили. Делать было нечего. И я решился. Не мешкая, явился к П. М. Макштасу, который был и за директора, и за начальника отдела кадров, и за бухгалтера только что организованной при АКО Базы активного лова. Договорились мы быстро. На чистом листе бумаги под номером один Макштас написал мою фамилию. Скоро набралось человек пятнадцать. Чуть выше конторы поставили брезентовую палатку, засыпали с боков снегом, чтобы ветер не полыхал её, как тряпку, из железной бочки соорудили печку, наставили вокруг деревянных топчанов. Так выглядело общежитие первых рыбаков.
    Затем началась работа. Вернее, учёба, поскольку никому из нас раньше не приходилось вязать сети. Учил нас Грубишь - американец по национальности. И хоть плохо он говорил по-русски, дело своё знал. Так что мы быстро освоили мудрёную профессию сетевязов. С его помощью шили и кошелёк…
    Я ушёл на "Аваче". Команда состояла из двенадцати человек. Ребята подобрались молодые, крепкие. Но только один Евстафияди раньше плавал на рыбацких судах, умел обращаться с кошельком. Он был у нас самым главным. Его распоряжения выполнял и капитан Михаил Валентинович Косьмин.
    После двух пробных заметов сразу же за воротами Авачинской бухты, которые не принесли ничего, кроме разочарований, потому что поймали десятка два сельдин, суда пошли на север, в Олюторский залив. Пока шли, Евстафияди вновь и вновь объяснял каждому в отдельности задачу на рабочем месте. "Главное, - говорил он, - добиться чёткости и быстроты". Это стало ясно только потом. А пока…
    Два дня бегали по Олюторскому заливу в поисках порядочного косяка сельди. Пробовали ориентироваться днём на пятно - ошибались. Ориентироваись по чайкам. Но и они не оправдывали ожидания. Наш неводчик решил попробовать сделать замет ночью. Сельдь в это время хорошо видна из-за яркой фосфоресценции.
    Хорошо помню первый ночной замет. "Авача" вошла тогда в середину яркого пятна. Длинный гудок известил, что пора отдавать невод. И тут же в море полетела шлюпочка с боцманом Нижниковым и матросом Сосновским. А через несколько минут после завершения циркуляции мы уже выбирали невод и, конечно, вручную. Только на следующий год приспособили рол. Поэтому занималась этим вся команда, включая и Макштаса, который ходил с нами в первый рейс.
    Сельди попалось очень много. Мы торжествовали. До сих пор мало кто верил в подобное. А если и верил, то уж никак не думал, что рыбу придётся выпускать обратно в море: трюм не вмещал всего улова. Первый богатый улов убедил нас: можно добывать рыбу с кораблей…"
    БАОЛ стала первым рыбопромысловым флотом полуострова. Она действовала возле берегов Камчатки и сдавала улов на местные предприятия. Суда управлялись из Петропавловска, здесь же они базировались, снабжались, ремонтировались и комплектовались экипажами. С момента возникновения это предприятие прошло несколько этапов развития. Первоначально осваивали лов трески и сельди, изучали периоды и пути миграции их косяков, а также районы добычи. На БАОЛ также возлагалась задача отслеживания особенностей хода лосося на нерест для создания условий правильной организации ставного неводного хозяйства. В это время в состав базы входили сейнеры, дрифтеры и разведчики. Значение последних оценивалось столь высоко, что они содержались за счёт правительственного фонда освоения Камчатки. Отличительной особенностью первого этапа являлось отсутствие собственной переработки рыбы-сырца: весь улов сдавался рыбокомбинатам.
    В конце 1930-х годов БАОЛ придаются наиболее крупные и мощные промысловые суда - паровые траулеры. Отныне наша деятельность приобрела промышленный характер. Логичным результатом этого явилось преобразование БАОЛ в Управление активного морского рыболовства (Морлов).
    В 1941 году он получил береговую базу с холодильником, рыбозаводом и обслуживающими цехами, став предприятием с законченным циклом производства: в его рамках добыча рыбы объединилась с обработкой.
    11 апреля исполнится 80 лет с момента организации камчатского морского транспортного флота - вначале АКОфлота, затем Камчатрыбфлота, Рыбхолодфлота. В середине 1920-х годов морской флот являлся единственным видом транспорта, связывавшим Камчатку с остальными регионами СССР. Основную массу грузов и пассажиров на полуостров доставляли пароходы Совторгфлота, дальневосточная контора которого размещалась во Владивостоке. Деятельность его имела ряд недостатков. Руководство из Приморья нередко не учитывало камчатских особенностей, что предопределяло низкую оперативность работы. Отправляемые на Камчатку пароходы зачастую не соответствовали перевозимым грузам и неравномерно вставали под загрузку, установленное расписание их движения нарушалось, что осложняло доставку путинных грузов и сезонных рабочих на промыслы и вывоз с них заготовленной продукции и людей. Это заставило правление АКО задуматься о приобретении собственного транспортного флота. Общество стало основным получателем и отправителем грузов в регионе. Устав позволял ему содержать "собственный морской тоннаж". Осенью 1927 года АКО получило разрешение правительства СССР на приобретение шхун, которые предполагалось использовать для снабжения побережья. Первенцами камчатского морского транспорта стали купленные в США в начале 1928 года деревянные парусно-моторная шхуна "Чарльз Бровер" и теплоход "Апекс".
    11 апреля 1928 года "Чарльз Бровер" и "Апекс", приписанные к Владивостокскому порту, получили названия "Чукотка" и "Охотск". Эта дата и читается началом морского транспортного флота полуострова. Строго говоря, собственно камчатским флот АКО на протяжении первых лет своего существования не был. Ввиду малочисленности местного населения и обученных кадров экипажи пароходов комплектовались в Приморье, там же размещались органы управления АКО и его подразделения, в том числе руководившие транспортными операциями, в Петропавловске отсутствовали судоремонтные предприятия и развитое портовое хозяйство, суда были приписаны к Владивостокскому порту. Только к концу 1930-х годов, с переносом дирекции общества на полуостров, модернизацией порта, развитием складского хозяйства и постройкой судоремонтной верфи Петропавловск становится основной базой флота. Первые годы АКОфлот пополнялся старыми паровыми судами зарубежной постройки, переоборудованными для работы на угле. Лишь в 1937 году он приобрёл современный танкер-теплоход "Максим Горький", прослуживший Камчатке более полувека.
    Особую роль АКОфлот и Морлов сыграли в годы Великой Отечественной войны. "Больше рыбы стране и фронту!" - вот главное содержание их деятельности в это тяжёлое время. Доля АКОфлота в покрытии общей потребности Камчатки в грузоперевозках в военный период удвоилась, Морлов приступил к круглогодичной добыче рыбы. Обо всём этом, а также и многом другом, рассказывается в новой книге "Флот Камчатки. 1928-1945", совсем недавно выпущенной холдинговой компанией "Новая книга". В документальной работе использованы материалы и иллюстрации из фондов государственного архива Камчатской области, личных собраний ветеранов флота, периодических изданий: газет "Камчатская правда", "За высокие уловы", "Рыбак Камчатки".
    Хочется верить: книга станет скромным вкладом в увековечение памяти первых камчатских моряков и рыбаков, в тяжелейших навигационных условиях осваивавших богатства прибрежных вод полуострова и прокладывавших здесь новые морские дороги. Они заслужили благодарность потомков своим самоотверженным трудом на благо Родины.
    С. В. Гаврилов


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес