РОМАНТИКА. Это слово, пожалуй, было ключевым во время встречи ветеранов антарктических китобойных флотилий «Слава» и «Советская Украина», состоявшейся в субботу, 25 ноября, в Красном зале областной
федерации профсоюзов на Куликовом поле, 1. В устах убеленных сединами ветеранов, чья молодость прошла в дальних морских походах, в неспокойных морях Южного Заполярья, это слово звучало молитвой, верой, памятью…
Где концы земных меридианов,
Чуть сходясь, вмерзают в вечный лед,
Нас трепали волны океанов
И шторма секли из года в год.
Вьюги жгли со злобою извечной,
Стерегли нас айсберги окрест.
И качался в пляске бесконечной
Над верхушкой мачты Южный Крест…
Это Володя Ангелин. Капитан и поэт. Он ушел. Оставив здесь частицу себя — свои стихи. Нам. Всем. Чтобы помнили. И гордились.
Ветеранам-китобоям есть что помнить. Есть чем гордиться. И они вспоминали…
Шесть десятилетий, отделяющих день сегодняшний от начала первого антарктического рейса китобойной флотилии «Слава», показались мгновением, так живо и ярко рассказывали китобои о своих далеких странствиях, будто лишь вчера вернулись из рейса.
Николай Иванович Калиниченко, бывший главврач флотилии, орденоносец, участник 28 рейсов в Антарктику. Доктор медицинских наук. Автор медпрепарата «Спедиан», который изготавливался по специальной технологии из китового жира и был в свое время невероятно популярным при лечении язвы желудка и других заболеваний на всей территории бывшего СССР. Николай Иванович прославился и тем, что в штормовую погоду сам себе сделал операцию по удалению грыжи…
Бывший член научной группы доктор биологических наук Юрий Алексеевич Михалев вспомнил и трудные рейсы, и верных друзей-товарищей. С огромным вниманием слушали собравшиеся рассказы ветеранов-китобоев В.В.Трушковского, В.Ф.Войткова и других. Встреча получилась теплой и щемяще-трогательной: ведь люди не виделись годами. Увы, но со славным юбилеем украинских китобоев не поздравили ни власть, ни руководство нынешней «Антарктики». Забыли о славной дате в истории? Или просто не сочли нужным отдать дань уважения людям, чьим трудом создавалось одно из крупнейших рыбопромысловых предприятий Украины?
Что касается руководства «Антарктики», то оно, похоже, вообще к своим ветеранам, за исключением ветеранов Великой Отечественной, испытывает непреодолимую неприязнь. Иногда до истерики. Об этом, в частности, можно судить по переписке ветеранов «Антарктики» с администрацией предприятия. В ответ на просьбу ветеранов о выделении минимальных средств на закупку лекарств для самых незащищенных бывших работников «Антарктики» и о встрече с первым лицом предприятия это самое первое лицо — гендиректор АРК «Антарктика» В.А.Кобылянский — разразилось посланием, достойным быть опубликованным в полном объеме, с сохранением стилистики и орфографии оригинала. Итак, письмо №1/000813 от 23.11.2006 г.:
«Уважаемые 10 ветеранов, от которых поступило письмо в мой адрес!
Ни на какие обращения, написанные группой ветеранов, администрация компании впредь отвечать не будет.
Есть Совет ветеранов, председатель Совета, областной, городской Советы ветеранов, все вопросы решайте с ними. А если каждая из групп по 10 чел. будет обращаться к администрации, то нам некогда будет работать и решать производственные вопросы.
Для сведения Вам уже не первый раз сообщаю, что в 1999 году предприятие, на котором Вы работали, — арендное предприятие «Антарктика», — было ликвидировано вследствие банкротства.
АРК «Антарктика» не правопреемник ликвидированного предприятия и Вы никогда не работали в АРК.
Но в силу уважения к ветеранам Совет директоров компании принял решение оказывать помощь Совету ветеранов в рамках наших возможностей, что мы и делаем на протяжении всех этих лет.
В.А.КОБЫЛЯНСКИЙ, генеральный директор АРК «Антарктика».
Непревзойденное хамство, не правда ли? Видно, г-н Кобылянский полагает, что он пишет выжившим из ума старикам, на которых стоит прикрикнуть — они и уймутся.
— Как же так, — недоумевал Юрий Федорович Борщов, опытнейший технолог, отработавший на судах «Антарктики» и на береговых предприятиях не один десяток лет, — если они с 1999 года, как пишет директор, не правопреемники, то почему используют созданный нами и нами «раскрученный» брэнд-логотип «Антарктики»? И потом господин Кобылянский заявляет, мол, вы никогда не работали в АРК «Антарктика». Допустим. Но мы акционеры АРК. У каждого есть сертификат держателя акций. Правда, почему-то руководство акционерной компании до сих пор не удосужилось напечатать сами акции.
Да занято оно, руководство, денно и нощно вынуждено «работать и решать производственные вопросы». И ведь получается! Из целой армады промысловых судов, некогда работавших на всех широтах Мирового океана, осталась тройка-пятерка, да и те в родной Ильичевский рыбный порт не показываются. И это «убийство» рыбопромыслового флота «Антарктики» проходило под чутким руководством и неусыпным контролем «непреемственников». В том числе «новыми рыбаками» на «шпильки» были отправлены флагман рыбопромыслового флота
бывшего СССР РПБ «Восток» и красавица «Советская Украина»…
— Конечно, грустно, что никто из начальства «Антарктики» не пришел поздравить китобоев с такой знаменательной датой, — сказала участница походов в Антарктику бухгалтер Анна Ивановна Збесинская. — А ведь это страница истории не только нашего предприятия, но и всей страны, всего народа. Китобоев из рейсов встречали, как космонавтов, — с оркестром, цветами, салютом. В их честь слагали стихи, об их мужестве писали повести. А оперетта «Белая акация», посвященная китобоям, стала визитной карточкой нашего города-героя.
Китобои — народ особой закалки. Если кого-то и огорчило невнимание со стороны властей предержащих, то во всеуслышание об этом не сказал никто. Люди просто искренне радовались встрече со старыми друзьями. И вспоминали самые удивительные случаи из морской жизни. К примеру, о рождении малыша на «Славе»…
— Тогда нашу базу узнал весь мир, — рассказывает председатель Ассоциации китобоев Украины Василий Петрович Кондрачук. — Узнал с восхищением. И было чему восхищаться: впервые в море близ Южного полюса родился человек! Родители малыша — Александра Леонова и Емельян Кешелава к тому времени уже сделали на «Славе» несколько рейсов. В вахтенном журнале в тот день наряду с координатами и погодными данными была сделана запись и о необычайном событии — появлении в составе флотилии нового члена экипажа. Которого, как и положено, сразу же включили в судовую роль и поставили на довольствие.
О новорожденном в мгновение ока узнали не только на наших китобойцах, но и на судах норвежской, голландской и английской флотилий. Промысловики-иностранцы вплотную подошли к «Славе» и дружными протяжными гудками салютовали в честь новорожденного.
Имя мальчику придумывали сообща и назвали Антарктиком. Крестным отцом стал капитан-директор флотилии Алексей Николаевич Соляник.
Полугодовалым бутузом Антарктик прибыл в Одессу. И когда его стали уносить на берег, малыш вдруг расплакался, не хотел, видно, расставаться со своим первым домом… Семья Кешелавы жила в Батуми. Когда Антарктик подрос, он тоже выбрал профессию моряка.
…А воскресным утром 26 ноября на Одесском морском вокзале у храма Святого Николая состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски в память о китобоях, погибших в дальних походах и похороненных в водах Антарктики. По старинному морскому обычаю. После церемонии освящения мемориальной доски священником храма Святого Николая участники митинга возложили к ней живые цветы.
…На серебряном фоне — силуэты женщины, молитвенно сложившей руки, чаек, айсберга, абрисы «Славы» и китобойца. А под ними скорбный список из шестнадцати фамилий: Мандрук, Мартынсен, Патушинский, Скоморох, Шелестов, Дружинин, Хализов, Микульский, Лесничий, Макаренко, Кокоулин, Анохин, Митькин, Чегорский, Назаренко, Ищенко. И даты их гибели…
Сын Иосифа Устиновича Патушинского, погребенного в водах океана 27 апреля 1951 года, сам бывалый мореход, не мог скрыть своего волнения:
— Я благодарен всем людям за добрую память об ушедших. Мой отец похоронен в море, у него нет могилы на суше. Но теперь я могу приходить сюда, к этому мемориальному знаку, где выгравирована фамилия отца, чтобы помянуть, побыть рядом…
Когда-то здесь, на этом причале, китобоев встречала вся Одесса.
Потом были долгие годы забвения. Забвения, но не беспамятства…
И свидетельство этому — памятный мемориальный знак, установленный на морвокзале.
— Мы должны сберечь память о беспримерном подвиге наших китобоев, — сказал на митинге бывший моряк, а ныне директор музея К.Паустовского Виктор Иванович Глушаков. — Это наша история, наша слава. И это достояние грядущих поколений.
…Застывшие в почетном карауле курсанты мореходного училища рыбной промышленности имени А.Н.Соляника внимали выступавшим. Торжественные и строгие. Как и положено во время урока мужества и памяти. Ведь завтра им заступать на морскую вахту.
Анна БЕРДИЧЕВСКАЯ.
|