Алексей Николаевич рассказал мне о первых рейсах китобоев.
Организацией и всеми делами китобойной флотилии постоянно интересовался И. В. Сталин, а непосредственным куратором был министр внешней торговли, член политбюро ЦК ВКП(б) А. И. Микоян, и, конечно, постоянно контролировал деятельность китобоев министр А. А. Ишков. Капитан-директор после рейса ежегодно отчитывался в Москве. Так, например, после второго рейса А. Н. Соляник прибыл в министерство, подробно доложил о достигнутых показателях по добыче китов, выпуске жира, мяса, печени, муки и других производственных делах. Поставил около 40 вопросов, по которым были приняты решения. Так как после этого ми
нистр и капитан-директор должны были докладывать результаты рейса А. И. Микояну, оставили 12 вопросов, требующих решения руководством страны, в том числе были вопросы с разными мнениями министра и капитан-директора. Дело в том, что А. И. Микоян знал боевой характер министра, поэтому дал указание А. Н. Солянику докладывать ему лично о наличии разногласий с министерским руководством.
Как-то вечером А. А. Ишков с А.Н. Соляником поехали к А. И. Микояну для доклада, который в то время был и членом комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от фашистской оккупации. Были подняты вопросы о необходимости разрыва кабального контракта с норвежцами, о специальном снабжении китобоев (питание, спецодежда и др.) и для разнообразия, например, министр ставил вопрос о списании с китобазы всего женского персонала, капитан при этом возражал, т.к. считал, что женщины лучше мужчин справляются с делами обслуживающего персонала в пищеблоке, быту, медицине и т. п. Толчком для этого решения послужило произошедшее в одном из последних рейсах. Врач-женщина дружила с начальником радиостанции, очень энергичным человеком. В рейсе она познакомилась со старшим механиком базы и иногда бывала у него в гостях. Однажды подвыпивший радист пришел к каюте стармеха, где находилась врач, и стал стучать в дверь малой гантелью. Стармех, крупный и добродушный мужчина, открыл дверь, взял руку радиста с гантелью, ударил его по голове и закрыл дверь. По коридору шли два норвежца и, увидев лежащего на палубе человека, позвонили вахтенному штурману. Конфликт стал достоянием экипажа, а потом и министра. Министр считал, что в условиях многомесячного рейса на базе не должно быть женщин. Капитан возражал. У А. И. Микояна обсудили все проблемы китобойного промысла, наметили пути решения, после этого уже в два часа ночи Анастас Иванович позвонил Сталину, доложил результаты работы за рейс, проблемы и пути их решения, высказал предложение А. Н. Соляника о расторжении контракта с Норвегией, тем более что в последнем рейсе наши капитан-гарпунеры А. Н. Пургин, П. А. Зарва и другие, несмотря на протесты Норвегии, добывали китов самостоятельно. Сталин согласился с предложением, сказав при этом, что советские артиллеристы быстро научились бить фашистов, научатся и наши гaрпунеры метко стрелять. В конце доклада А. И. Микоян доложил о разногласиях министра и капитана по списанию женского персонала с китобазы. Сталин попросил Микояна дать трубку Солянику, выслушав его доводы, он задал вопрос:"А сколько нужно чтобы не дрались?" Соляник оторопел и не знал, что ответить. Но всетаки сказал, что 40 человек, на что Сталин ответил: "Так и решим".
Начиная с 1950 года, А. Н. Соляник ежегодно принимал участие в составе делегаций СССР в работе Международного комитета по регулированию китобойного промысла и являлся членом подкомитета по нарушениям Конвенции Международной Китобойной комиссии (МКК).
С 1947 года являлся членом Географического Общества СССР, членом Всесоюзного Общества по распространению политических и научных знаний.
1950 год: член Совета Союза общества Дружбы СССР с зарубежными странами. Он постоянно был в курсе международных дел, связанных с деятельностью человека в Мировом океане. Имел постоянную подписку на различные журналы, издаваемые приморскими государствами (Англия, США, Япония), и переписку с редакциями и авторами. В этом году поступил на заочное отделение Одесского высшего инженерного морского училища. В 1957 году окончил экстерном среднюю школу и получил аттестат зрелости. В 1958 году окончил судоводительское отделение ОВИМУ и защитил диплом инженера-судоводителя с отличием.
В 1958 году, после 13 рейсов в Антарктику, на китобазе "Слава" А. Н. Соляник передал дела и обязанности капитан-директора своему первому заместителю капитану дальнего плавания Моргуну Борису Макаровичу. В связи с постоянным участием Алексея Николаевича в делах проектирования и строительства новых китобаз и китобойных судов, в сентябре был назначен председателем Государственной приемной комиссий по приему от Николаевского судостроительного завода им. Носенко новой китобойной базы "Советская Украина" и одновременно её капитан-директором.
Китобойная база "Советская Украина": водоизмещение - 44 900 тонн, длина 217,5 м, ширина 27,8 м, осадка - 10,8 м, скорость 16 узлов, количество коек - 536, мощность гл. двиг. - 2х7500 л. с. (дизель). Назначение: прием китовых туш, замораживание китового мяса, выработка жира и муки, обеспечение китобойных судов снабжением всех видов, культурно-бытовое и медицинское обслуживание. Одновременно принималась из новостроя серия новых китобойных судов типа "Мирный", выпускаемых славными николаевскими судостроителями завода им. 61 коммунара. Основные данные: длина - 63,3 м, ширина - 9,5 м, осадка - 4,6 м, скорость - 17,2 узла, коечных мест - 36, дизель-электроход, дизеля 4X1000 л.с., водоизмещение - 1 260 т. База и китобойцы были самыми современными и комфортабельными судами. Осенью китобаза была принята Государственной комиссией, и в октябре 1959 года китобойные флотилии "Слава" и "Советская Украина" с новыми 17 китобойцами, транспортным рефрижератором "Севастополь", научно-исследовательским судном с группой учёных ВНИРО и учебным китобойцем "Комсомолец" для обучения гарпунеров-снайперов вышли в очередной антарктический рейс. Для "Советской Украины" это был первый промысловый рейс.
Приказом министра СССР А. Н. Соляник был назначен генеральным капитан-директором обеих флотилий и осуществлял координацию промысловой деятельности АКФ "Слава" и АКФ "Советская Украина" с одновременным исполнением обязанностей капитан-директора базы "Советская Украина".
Совместная промысловая деятельность двух флотилий резко увеличила количество добываемых китов и выпуск из них продукции. Существенное влияние на увеличение всех показателей оказывало единое руководство флотилий.
Новая китобаза "Советская Украина" за сутки поднимала на палубу, разделывала и перерабатывала до сорока туш китового сырья. Ежесуточно жировой комбинат вырабатывал более одной тысячи тонн жира, кормовой муки, мороженого мяса и др. продукции.
1961 - А. Н. Соляникизбран делегатом XXII съезда КПСС от Одесской областной парторганизации. Он был членом обкома КПУ, депутатом городского Совета, членом парткома УАКФ, членом парткома флотилии "Советская Украина".
Конечно, учитывая несомненные успехи китобойных дел, у А. Н. Соляника были завистники, обиженные и т. п. публика. Эти люди, возглавляемые заместителем начальника УАКФ по кадрам Баранкевичем, создавали оппозиционную группировку. После окончания 18-го рейса эта братия приобрела мощную поддержку от московского борзописца Аркадия Сахнина. Газета "Комсомольская правда" опубликовала статью за подписью Сахнина, в которой свалили в кучу все недостатки, характерные для всех флотилий мира (японских, норвежских и др.). Причем большинство этих недостатков на наших судах уже были решены. Советские китобои в то время работали на лучших в мире кораблях по оснащенности, механизации, организации труда и быта. Указанные в статье малозначимые дела и события размазывали большую, успешную работу по обеспечению населения страны жиром, мясом, мукой и др. продукцией. Написана статья была только потому, что А. Н. Соляник, проводя с руководителями флотилии и капитанами китобойцев диспетчерское совещание, не прервал его, когда там появился его величество Сахнин, а попросил подождать.
Баранкевичу, Сахнину и подобным им такой уровень проблем не подсилу, но в обкоме КПУ, ЦК КПСС, министерстве и Совмине должны были понимать роль действующих руководителей флотилии в деле организации антарктического китобойного промысла, создании самых современных китобойных судов, резко отличавшихся в лучшую сторону от японских и других иностранных флотов. А. Н. Соляника было за что критиковать и наказывать, но те, кто занимались этими вопросами, должны были в основу своих решений принимать государственный интерес, а не закрывать возникший вопрос ущербным хирургическим путем.
30 лет я руководил большими траулерами-заводами, крупнейшей в мире рыбопромысловой базой "Восток" в составе флотилии. Около 18-ти лет был генеральным директором крупного (13,5 тысяч работающих) многопрофильного объединения "Антарктика". Приобретенный опыт позволяет мне достаточно объективно оценить деятельность Алексея Николаевича, особенно в самые тяжелые, голодные годы послевоенной разрухи. Я считаю, он не заслужил того, что ему преподнесли в конце успешной карьеры руководители страны, хотя, по словам А. Н. Соляника, при объявлении ему решения секретариата ЦК КПСС Л. И. Брежнев поблагодарил его за успешную работу и отметил, что дело приобрело большой резонанс в стране и за рубежом.
4 августа 1965 года Одесский обком КПУ (протокол бюро № 20) постановил: за допущенные проявления к отдельным морякам, неправильное, порой болезненное, реагирование на критику в свой адрес, а также за непринятие должных мер по подготовке флотилии к 19-му промысловому рейсу, генеральному капитан-директору объединенной флотилии "Советская Украина" и "Слава" объявить строгий выговор с занесением в учётную карточку.
Алексей Николаевич при вынесении постановления только и сказал: "Я моряк, и у меня одна просьба: дать возможность работать в море".
19 октября 1965 года секретариат ЦК КПСС освободил от должности генерального капитан-директора А. Н. Соляника (ему было 53 года). Капитан-директором АКФ "Советская Украина" назначен КДП Б. М. Моргун. Капитан-директором АКФ "Слава" назначен КДП А. С. Лабунец.
В октябре 1965 года МРХ СССР направило А. Н. Соляника в Севастопольское управление океанического рыболовства капитан-директором БМРТ "Ван-Гог" для организации промысла ракообразных в Индийском и Атлантическом океанах. В 1966 году "Ван-Гог" с экипажем был передан на баланс Керченского УОР. В Керчи Алексея Николаевича преследовали различные конфликтные ситуации, которые годами разбирались комиссиями парткома КУОР, горкома KПУ и обкома в Симферополе. Всё это привелок тому, что у А. Н. Соляника случился инфаркт, но даже после этого разборки продолжались, сокращая отпущенные ему природой годы жизни.
Однажды в 1979 году я вышел из дверей управления ЧПОРП и на тротуаре впереди себя увидел идущего шаркающей походкой сгорбившегося мужчину, это был Алексей Николаевич Соляник. Мы поздоровались и на вопрос "Как дела?", он сказал, что уезжает в Симферополь в обком КПУ на разбор очередной кляузы, организованной керченскими деятелями. На вопрос о состоянии здоровья он ответил, что еще не отошел от инфаркта миокарда. Я предложил ему перейти работать в ЧПОРП "Антарктика". Он очень оживился и сказал, что перейдет с удовольствием, если это возможно. Мы договорились, что на следующий день он будет у меня и мы определимся с местом работы. Ему было предложено три варианта, он выбрал должность начальника кабинета военно-морской подготовки и работал там до конца. Алексей Николаевич имел право заходить в кабинет генерального директора в любое время без доклада. Этим правом он пользовался не часто, в основном после рабочего дня, и рассказывал мне и присутствующим заместителям очень интересные и поучительные истории из своей динамичной жизни.
Умер Алексей Николаевич 17 февраля 1984 года.
Бывая на могилке Алексея Николаевича в Одессе, невольно вспоминаются жизнь и дела этого незаурядного человека, его вклад в скудный послевоенный рацион питания нашей Родины. Капитана, создавшего коллектив моряков, приход из рейса которого был праздником для всей Одессы. О его сломанной карьере и неудачах в личной жизни.
Но память о человеке-капитане живет в капитанской среде, в среде китобоев и рыбаков, жителей Одессы и бывшей Великой страны.
Я испытываю чувство удовлетворения от причастности к этим людям и делам. Особую удовлетворенность испытываю, что удалось организовать и установить совместно с капитанами от имени объединения "Антарктика" солидный мраморный памятник рядом с могилкой его мамы, как он и завещал.
Да будет пухом ему земля!
Из воспоминаний И. А. Баранова - генерального директора Черноморского производственного рыбопромышленного объединения "Антарктика"
|