Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Моисеев Александр Петрович:
    все материалы
    1. Доклад А.П. Моисеева на заседании Правительства РФ 17.07.03.
    годы:
    «.» 1991 г. - до наших дней
     

    Доклад А.П. Моисеева на заседании Правительства РФ 17.07.03.

    Уважаемый Михаил Михайлович!
    Уважаемые члены Правительства!
    Уважаемые присутствующие!
    Позвольте мне от лица работников рыбохозяйственного комплекса страны выразить признательность Правительству Российской Федерации за проявленное внимание к проблемам этого сектора экономики. Свидетельством тому стало внесение на рассмотрение сегодняшнего заседания проекта столь важной для отрасли "Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года". Как известно, необходимость этого документа, заложенная Морской доктриной Российской Федерации до 2020 года, была подтверждена прямым указанием Президента от 18 ноября 2002 года, а также целым рядом поручений Правительства.
    Не скрою - состояние отечественного рыбного хозяйства в последние годы заставило не только руководство страны, но и все российское общество говорить о самом существовании рыболовства как отрасли, отвечающей национальным интересам, задачам российской экономики в ХХI-ом веке. Сегодня для возрождения рыбохозяйственного комплекса требуются срочные и кардинальные меры, отражающие не только и не столько сиюминутные потребности, сколько долгосрочные государственные интересы в использовании водных биоресурсов.
    Вот лишь несколько фактов, иллюстрирующих глубину нынешнего кризиса в отрасли. За годы существования Российской Федерации вдвое сократились уловы и втрое возрос импорт рыбопродукции. Потребление рыбы на душу населения резко упало и сейчас вдвое ниже нормы рационального питания. Рыболовный флот, на 2/3 состоящий из морально и физически устаревших судов, пригоден скорее для списания, нежели для эффективной работы. Численность работающих в рыбном хозяйстве страны сократилось на треть. Угрожающе возросла прямая нагрузка на собственные водные биоресурсы. Российские суда ведут промысел на 80% в нашей экономической зоне, в то время как раньше 60% промысла проходило в зонах других государств и в открытом океане. Лишь 10% рыбной продукции имеет глубокую степень переработки, на экспорт же идет практически необработанное рыбное сырье.
    Однако, помимо официальных цифр, существует и весьма внушительная, так сказать, "подводная часть айсберга". Слабость законодательных и иных правовых отраслевых норм порождает обширный теневой сектор в отечественном рыболовстве, стимулируя браконьерство, контрабанду и коррупцию. В результате практически невозможно оценить действительные размеры многих экономических параметров деятельности рыбохозяйственного комплекса. Так, фактически скрытым можно считать реальный объем промысла, на деле значительно больший, нежели показывает статистика. Несовершенство механизмов, блокирующих неконтролируемый вывоз морепродукции из российской экономической зоны, приводит к тому, что значительная часть добытого сырья уходит за рубеж незаконно. В итоге выручка от нелегального экспорта целиком оседает в иностранных банках, федеральный и региональный бюджет вновь не досчитываются существенных поступлений, а продовольственной безопасности нашей страны наносится очередной удар.
    Размеры "правового вакуума" в работе рыбной отрасли весьма обширны, начиная с отсутствия базового федерального закона и заканчивая парадоксальным статусом Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству, вот уже пятый год функционирующего без утвержденного документа о своих правах и обязанностях.
    Однако заполнить этот вакуум можно, лишь имея ясные ориентиры развития отрасли, четко сформулированные задачи и соответствующие пути и методы их решения. Именно этому посвящена разработанная специалистами Госкомрыболовства России и согласованная с заинтересованными министерствами и ведомствами Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.
    Если кратко сформулировать ее главную цель, то к 2020 году Россия должна добиться практического удвоения уловов, одновременно реализуя все добытое рыбное сырье на своем берегу. Именно этот результат обеспечит занятость нашим рыбакам, загрузку и прибыль отечественной промышленности и транспорту, бюджетные поступления государству, динамичное социальное развитие прибрежным регионам.
    В цифрах это можно представить так. Намечаемое развитие отрасли предполагает увеличение уловов к 2020 году в объеме не менее 5,0 - 5,5 млн. тонн. При этом добыча гидробионтов в прибрежных морских зонах страны к 2020 году должна возрасти в 1,5-2 раза. Производство продукции в морских аквахозяйствах предполагается довести к 2020 году до 100 тыс. тонн., производство товарной рыбы должно достигнуть 300 тыс. тонн, что превысит современный уровень в 3,9 раза.
    Кроме того, планируется произвести не менее 3,5-3,8 млн. тонн товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, что обеспечит удовлетворение потребностей населения страны в разнообразных и высококачественных рыбных товарах. По нашим расчетам, указанные параметры приведут потребление рыбопродукции на душу населения в соответствие с нормой, рекомендованной Институтом питания РАМН, которая составляет немногим более 18 кг.
    Для того чтобы добиться поставленной цели, Концепция признает необходимым:
    • - сформировать прозрачные, экономически справедливые и адекватные механизмы распределения ресурсов
    • - создать условия для модернизации российского рыболовного флота;
    • - обеспечить его широкий выход в экономические зоны других стран и в открытый океан;
    • - гарантировать благоприятные условия для захода российских судов в отечественные порты, прежде всего, касающиеся реализации уловов;
    • - опережающими темпами модернизировать перерабатывающий комплекс, стимулируя рыбопромышленников к максимально глубокой переработке большей части сырья;
    • - обеспечить режим наибольшего благоприятствования для экспорта переработанной рыбопродукции с высокой долей добавленной стоимости;
    • - стимулировать формирование инвестиционного механизма в отрасли, в частности, на основе создания региональных финансово-промышленных структур с контрольными или блокирующими государственными пакетами акции, сформированными на основе выкупа.
    Естественно, предварительным условием успешного введения промысла, налаживания качественной переработки рыбы является подготовка нового поколения специалистов рыбного хозяйства, грамотная кадровая работа. Жизненно необходима и выверенная социальная стратегия, обеспечивающая оптимальную занятость населения приморских областей.
    Однако в основу устойчивого поступательного развития рыбного хозяйства Российской Федерации, на наш взгляд, должна лечь прозрачная и экономически справедливая система распределения водных биоресурсов между пользователями. В предлагаемой вашему вниманию Концепции изложены основные положения такой модели, с которыми мне хотелось бы вкратце познакомить присутствующих.
    Прежде всего, в Концепции предлагается перейти к реализации принципа всеобщей платности за пользование водными биоресурсами на основе фиксированных налоговых ставок, который отражен в действующем законодательстве. Этот шаг предполагает отказ от существующей ныне практики проведения аукционов по продаже квот на вылов высоколиквидных водных биоресурсов. Как известно, торги квотами при всей их привлекательности в качестве источника пополнения казны породили ряд негативных последствий для отрасли, таких как браконьерство, рост кредиторской задолженности предприятий, социальная напряженность в ряде прибрежных регионов и тому подобное.
    Конечно, отмена аукционов вначале снизит объемы неналоговых поступлений в бюджеты, прежде всего – в федеральный. Однако суммарного фискального "провала" не произойдет. Во-первых, теперь, когда не нужно будет выплачивать, скажем, за право поймать краба сумму, в несколько раз превышающую себестоимость добытой продукции, у предприятия заметно увеличится налогооблагаемая база. Окончательно же компенсировать потери призван формирующийся на основе новой системы вторичный рынок квот, о котором речь пойдет чуть позже.
    Кроме того, будет использован новый дифференцированный подход при распределении общих допустимых уловов (ОДУ), утверждаемых Правительством Российской Федерации. В Концепции предлагается перейти к распределению по следующим видам квот:
    • - промышленные квоты, в составе которых предполагается выделение квот для прибрежного рыболовства, преимущественно в территориальных водах Российской Федерации, и промышленных квот на добычу (вылов) биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
    • - промышленные квоты, выделяемые по межправительственным соглашениям;
    • - научные квоты, в составе которых - квоты для использования в научно-исследовательских целях и квоты для использования в рыбоводных целях
    • - квоты для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также выделяемые для любительского (лицензионного) лова.
    Предлагаемая схема призвана стать базой двухуровневой системы наделения пользователей промышленными квотами в исключительной экономзоне Российской Федерации, рационально сочетающей государственное регулирование и рыночные механизмы.
    Первичное распределение биоресурсов предлагается совершать, исходя из усредненного соотношения между нормативно оформленными объемами выделенных ресурсов и общим допустимым уловом по каждому виду водных биологических ресурсов в течение трех - пяти последних лет работы. Данное соотношение представляет собой долю вылова водных биологических ресурсов для каждого пользователя в традиционных для него зонах промысла. Определение указанных объемов должно происходить с участием соответствующих субъектов Российской Федерации, а вычисленные на их основе доли - утверждаться приказом Госкомрыболовства России на трех- или пятилетний период. Увеличение срока наделения квотами позволит предприятиям более рационально планировать свою производственную деятельность, ориентируясь, по крайней мере, на среднесрочную перспективу.
    В то же время, учитывая дисбаланс между производственными мощностями и возможностями сырьевой базы, необходимо установить минимальные (м.б. максимальные? – Ред.) объемы вылова на одно среднестатистическое судно, обеспечивающие его рентабельную работу.
    В то же время не секрет, что определенная часть предпринимателей, фиктивно завышая свои промысловые возможности, использует получаемые ими квоты для последующей теневой перепродажи. Поэтому для государства важно пресечь этот мощный инструмент формирования нелегальных экономических отношений в отрасли. И здесь мы переходим ко второму – рыночному – уровню распределения, а точнее – перераспределения ресурсов. Речь идет об организации биржевой торговли фактическими объемами выделенных ресурсов – подчеркиваю, фактическими, а не процентно-долевыми! – которые по тем или иным причинам не освоены предприятиями. В этом случае государство по заявлению пользователя на правах собственника реализует физическую квоту на бирже, возвращая предпринимателю полученную сумму за вычетом определенного процента, достаточного, чтобы не превращать рыбопромышленников в обыкновенных рантье. По этому же принципу строится и изъятие выделенных долей у пользователей в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации или Правил рыболовства – но, естественно, без компенсации им суммы за реализованные квоты, которая целиком поступает в федеральный бюджет.
    Особо отмечу содержащееся в Концепции положение об использовании физических объемов квот в качестве актива при заключении залоговых сделок с кредитно-финансовыми организациями.
    Все указанные выше меры Госкомрыболовство России предлагает оформить соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации с отменой действующего в настоящее время Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000г. № 1010.
    Кроме дальнего морского промысла чрезвычайно перспективными для отрасли являются еще две сферы рыбохозяйственной деятельности: прибрежное рыболовство и аквакультура.
    По оценке наших специалистов, годовой потенциал прибрежного рыболовства составляет до одного миллиона тонн рыбы. С социальной же точки зрения рыболовство в прибрежной зоне является, пожалуй, даже наиболее эффективным видом экономической деятельности.
    Однако в настоящий момент в отрасли отсутствует соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая прибрежный лов. Достаточно сказать, что границы многих существующих промысловых участков восходят аж к нормативным актам 1958 года. Поскольку в 1990-е годы в результате стихийной приватизации условия эксплуатации участков неоднократно менялись, в Концепции в качестве первоочередных шагов названы проведение инвентаризации и паспортизации рыбопромысловых участков, подготовка их реестра с установлением границ, возможности использования на них конкретных орудий лова и промысловых судов, а также видового состава потенциальных уловов.
    Далее на основании утвержденных ОДУ будут определены предельные объемы изъятия водных биологических ресурсов для каждого рыбопромыслового участка по видам в долевом отношении от общего допустимого улова. Их предполагается утверждать приказом Госкомрыболовства России на трех- или пятилетний период.
    Кроме того, в ходе инвентаризации следует уточнить действующие правила рыболовства применительно к промысловым участкам, в части периодов лова, объектов рыболовства, типов орудий лова, мощностей промыслового флота и тому подобного. Высвободившиеся в результате участки предполагается распределять на конкурсной основе после того как с участием субъектов Федерации будет разработан механизм и нормативно-правовая база проведения подобных конкурсов и закрепления промысловых участков за конкретными пользователями. Делать это планируется на долгосрочной основе (на первом этапе также до трех-пяти лет), с учетом освоения всех видов биоресурсов, находящихся постоянно или временно на акватории участка. Оформляться результаты конкурсов будут в установленном порядке соответствующими решениями Госкомрыболовства России.
    Не менее важным направлением развития отрасли может стать искусственное выращивание рыбы. Планируется стимулировать организацию рыбоводных хозяйств, их ориентацию на выращивание высокопродуктивных пород рыб. Ускоренное развитие морской и пресноводной культуры на индустриальной основе обещает быть исключительно эффективным. Достаточно сказать, что Китай сейчас получает в год до 25 миллионов тонн рыбы, выращенной таким методом. К тому же наращивание объемов такого производства идет очень быстро. На наш взгляд, это направление должно получить государственную поддержку.
    Одновременно необходим комплекс мер, который позволил бы наладить единую стройную систему охраны биоресурсов и среды их обитания. С помощью этих мер должно быть решительно пресечено браконьерство и поставлена надежная преграда на пути нелегального вывоза рыбной продукции из нашей экономической зоны. С целью организации охраны водных биологических ресурсов и создания единой, целостной системы рыбоохраны следует четко определить зоны ответственности и порядок взаимодействия различных министерств и ведомств, в ней задействованных. Для этого необходимо подготовить и принять Указ Президента Российской Федерации "О государственной охране водных биологических ресурсов", с внесением в дальнейшем соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.
    Еще одна составляющая будущего устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации – расширение реальных научных исследований в области рыбного хозяйства, общее укрепление его научно-технического потенциала, экспорт наших научных разработок и информации. И здесь Концепция особое внимание уделяет ресурсному обеспечению проведение научно-исследовательских работ (НИР) и контрольного лова. Предлагается сократить квоты, предназначенные в настоящее время для обеспечения проведения НИР и контрольного лова, за счет перевода объемов вылова, выделяемых для проведения контрольного лова в традиционных районах промысла на освоенных видах водных биологических ресурсов, в режим промышленного промысла. Это позволит не только увеличить поступления средств в федеральный бюджет, но и избавит науку от несвойственных ей функций, ставших предметом справедливых нареканий.
    В то же время предлагается отдельно определить объемы собственно НИР, которые будут осваиваться научными организациями, обеспечивающими сбор данных о состоянии запасов и биологии промысловых видов на научно-исследовательских судах и с привлечением, при необходимости, специализированных промысловых судов. В этот вид пользования включаются также объемы, устанавливаемые с учетом рекомендаций государственной экологической экспертизы для изъятия в режиме контрольного лова применительно к объектам и районам, имеющим особый статус, таким как: охраняемые акватории с ограниченной или запрещенной хозяйственной деятельностью; виды, состояние запасов которых не позволяет вести изъятие (вылов) в промышленных масштабах; виды, не востребованные промыслом; анадромные виды в период преднерестовых и нерестовых миграций; виды, предназначенные для искусственного воспроизводства. Эти объемы утверждаются распоряжением Правительства Российской Федерации.
    Кроме того, в Концепции признано необходимым разработать и утвердить порядок и условия осуществления контрольного лова в целях мониторинга традиционных видов водных биологических ресурсов в режиме промышленного рыболовства, определив объемы их оптимального изъятия в составе промышленных квот.
    И, наконец, несколько слов об организации работы российского флота в зонах иностранных государств, конвенционных и открытых районах Мирового океана. Согласно Концепции, Правительству Российской Федерации предлагается регламентировать порядок и условия выделения отечественным пользователям на конкурсной основе права на освоение квот вылова биоресурсов, предоставляемых российской стороне в зонах иностранных государств и конвенционных районах исходя из межправительственных и многосторонних соглашений. Подобное правительственное постановление также содержало бы меры стимулирования промысла в конвенционных районах по невостребованным квотам вылова и в открытых районах Мирового океана с целью снижения промысловой нагрузки на ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
    Уважаемые участники заседания!
    Предлагаемый в Концепции механизм ее реализации предусматривает значительно более активное участие государства в сфере управления морскими биоресурсами, в обеспечении их сохранения и воспроизводства. Помимо необходимости принятия ряда законов и постановлений, регулирующих работу отрасли, именно государственные органы обязаны контролировать их исполнение. Только государство может поддержать экономическими методами и прямым финансированием реконструкцию рыболовного флота, расширение площадей под аквакультурой, новый взлет научных исследований. От дипломатической поддержки зависит успешное возвращение нашего флота в экономические зоны других государств и в мировой океан. Естественно, необходимо объединение усилий государства и хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Только это позволит создать цивилизованную конкурентную рыночную среду для рыболовства и добиться повышения роли России, как ведущей рыбопромышленной державы.
    Уважаемые члены Правительства, прошу Вас с пристальным вниманием и необходимой долей критичности отнестись к представленной Концепции. Сегодня от ваших суждений и предложений, от решения Правительства зависит будущее этой важной отрасли и судьба огромного коллектива ее тружеников.
    Благодарю за внимание.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес