Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Котляр Николай Исаакович:
    все материалы
    1. Не обмануть надежды"
    2. Н.И. Котляр - Министр и Человек с большой буквы
    3. Н.И. Котляр - Министр и Человек с большой буквы
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
    2005.04.08 Мурманские рыбные ресурсы

    Н.И. Котляр - Министр и Человек с большой буквы

    В октябре 2003 года, на 69 году ушел из жизни Николай Исаакович Котляр, последний министр рыбного хозяйства СССР. Предлагаются воспоминания о нем Владимира Корельского, недавнего директора Депрыбхозполитики Минсельхоза, нынешнего вице-губернатора Камчатки.

    До 1991 года я работал в Мурманске руководителем объединения "Севрыба", соответственно был членом Коллегии Минрыбхоза СССР, именно той Коллегии, председателем которой был Николай Исаакович Котляр.
    С ним я столкнулся впервые в 1987 году, когда Котляр приехал в Мурманск для ознакомления с предприятиями и организациями ВРПО "Севрыба", которую в то время возглавлял депутат Верховного Совета СССР, член Мурманского обкома КПСС Михаил Иванович Каргин.
    И вообще на протяжении всей своей деятельности на посту Министра рыбного хозяйства СССР Н.И.Котляр регулярно посещал Северный бассейн. Он побывал в Архангельске, Петрозаводске и Кандалакше, мы вместе с ним, когда я работал уже в "Севрыбе" на вертолете МИ-2 облетели весь Кольский полуостров, побывали в дальних рыболовецких колхозах непосредственно на тонях и промысловых участках Тюва-губы и Пертоминске.
    Его приезд всегда был связан с решением кардинальных вопросов развития промышленности бассейна, мерах по увеличению добычи и выпуску рыбной продукции. Он активно интересовался бытом рыбаков, их интересами и проблемами. Именно при нем "Севрыба" построила больницу на 600 коек, хотя вопрос дважды рассматривался на Коллегии Минрыбхоза и много "копьев" было сломано. Или другой пример. Стояли суда, недоставало холодильных мощностей - оперативно приняли решение закупить для южного порта холодильник на 20 тыс.тонн и также оперативно построили.
    А тем временем по стране шагала перестройка. В 1988 году ВРПО были преобразованы в бассейновые производственные рыбохозяйственные объединения (БПО), это было последнее директивное объединение в отрасли. К этому периоду в отрасли скопилось множество неразрешенных проблем. Жесткие условия хозяйствования, мелкие недоработки на промысле нередко вызывали недовольство коллективов, забастовки экипажей, выставлялись требования полной самостоятельности.
    Министр рыбного хозяйства сосредоточил внимание на реформировании отрасли, с тем чтобы разрешить возникшие проблемы, связанные с убыточной работой многих государственных предприятий на местах. Следует отметить, что мы у себя на Севере занимались проблемами совершенствования структуры управления Северным рыбопромышленным комплексом с 1986 года. Деловые игры, проведенные в феврале и мае 1987 года, позволили разработать организационно-управленческую структуру БПО "Севрыба". Аналогичные работы проводились и на других бассейнах.
    В Москве, по многочисленным просьбам рыбаков, состоялась встреча представителей флотов, береговых предприятий и организаций России с председателем Совмина РСФСР И.С.Силаевым. Главный вопрос, волновавший всех, - о собственности рыбного хозяйства. Союзное и республиканское правительства до сих пор считали ее государственной и претендовали на авторитарное руководство в отрасли. И с одной, и с другой стороны шли указания не редко взаимоисключающие друг друга. У руководителей флотов была единственная возможность не попасть в трудное положение - не выполнять ничьих решений. Что и происходило, а промысел необходимо было обеспечить.
    Из-за того, что наверху шла борьба за власть, рыбное хозяйство оказалось в сложном положении. Не было ясности, с кем решать производственные и другие вопросы. Капитаны судов, например, даже не знали, под каким флагом - союзным или республиканским – придется выводить судно в следующий рейс.
    На эту тему предстояло поговорить. Но прежде - о другой встрече. Руководители бассейновых делегаций были приглашены к первому заместителю председателя Совета Министров СССР Л.А.Воронину. Он снял часть вопросов, сообщив, что М.С. Горбачев и Б.Н.Ельцин подписали договор о создании смешанной экономической комиссии по разграничению функций центрального и республиканского правительств. А также сообщил о некоторых решениях Совмина СССР, касающихся рыбного хозяйства, подтверждающих, что союзное правительство владеет ситуацией в отрасли, думает о ее перспективах и структуре управления.
    В частности, предполагалось, что за кредиты, предложенные Испанией во время поездки М.С.Горбачева в эту страну, можно построить 30-40 новых судов, что было очень важно, так как около 70% рыбообрабатывающего флота находились за чертой нормативной эксплуатации. И эти суда были построены. Забегая вперед скажу, что уже не будучи министром, Н.И.Котляр стал непосредственным куратором их строительства в Испании. И делал это как всегда добросовестно.
    С переходом к рыночной экономике исключалась компенсация из госбюджета для покрытия разницы между оптовыми и розничными ценами, которая составляла только у Севрыбы в тот период более миллиарда рублей. Поэтому было принято решение до конца 1991 года цены на всю продукцию производимую в рыбной отрасли "отпустить".
    Но вернемся к встрече с И.С. Силаевым. Я, А.Н.Якунин (БПО "Югрыба"), Ю.И.Москальцов (БПО "Дальрыба"), Я.К.Павлкж (Камчатрыбпром), народный депутат РСФСР И.А.Рогачева, директор ПИНРО Г.И.Лука рассказали о положении в отрасли, довели до российского правительства заботы и требования рыбаков, внесли предложения о том, как рациональней перестроить отношения рыбной отрасли с властями. Там же было принято решение, что в важнейших вопросах рыбное хозяйство остается под началом союзного правительства, и суда по-прежнему будут ходить под Государственным флагом СССР.
    В эти годы отрасль уже перешла на двуххзвенную систему управления: Министерство - БПО, были укреплены ведущие функциональные подразделения центрального аппарата министерства. Это была хоть какая-то отдушина, которая на некоторое время остудила "горячие" головы, провозглашавшие: "Давайте пойдем дальше - создадим однозвенную систему управления "судно - министерство". Совмин СССР принял предложение министерства, Н.И.Котляр своим приказом подтвердил бассейновый принцип управления отраслью, и это в то время было в высшей степени оправдано.
    Деятельность министра, конечно же, не ограничивалась внутрисоюзными проблемами, их хватало и за рубежом и решать которые, позволял высокий авторитет Николая Исааковича.
    Мне трижды в конце 80-х пришлось бывать с ним в зарубежных командировках. Особенно памятным был визит по Скандинавским странам. Норвегия - прием на самом высоком уровне, встреча Николая Исааковича с Королем Норвегии Харальдом V, подписание контрактов на строительство судов в Бергене по контракту с Рыбкомфлотом
        на общую сумму 2,5 млрд. долларов. Исполнение этого контракта было возложено на О.Симонова и В.Орлова - руководителей АО "Рыбкомфлот". Насколько велик и значим был этот проект мы можем судить сегодня на примере предприятий Камчатского "Акроса" и Сахалинского рыбакколхозсоюза. Суда же были построены в срок, с хорошим качеством, оснащены самым современным оборудованием и сегодня ведут высокоэффективный промысел.
    Другой, пример: во время визита в Данию посол СССР Г.Ведерников пожаловался, что ряд советских предприятий имеют долги перед датскими компаниями. Николай Исаакович дал мне поручение в десятидневный срок решить вопрос поставки трески Мурманским тралфлотом в счет погашения долга. После возвращения ровно через десять дней он поинтересовался, выполнены ли принятые обязательства и как были организованы эти работы.
    Был большой визит в Америку - в Вашингтон, Нью-Йорк, Новый Орлеан,
        Атланту. В США были организованы встречи в Государственном Департаменте и Конгрессе. Американцы тогда жестко ставили вопрос по Берингову морю, а Николай Исаакович и сопровождавшие - Г.Григорьев, А.Елизаров, А.Злоказов, В.Беленко и ваш покорный слуга на том этапе отстояли позицию нашей страны, одновременно укрепив СП "МК.81" с которым наши партнеры стали считаться.
    Пожалуй, одной из самых важных черт Николая Исааковича - это внимательное отношение к руководителям отрасли на местах. В отношении них никогда не принималось поспешных решений, тем более при назначении, освобождении или перемещении с должности на должность. Помню один характерный и весьма показательный случай. Кажется, в начале 1991 года с двух плавбаз Севрыбхолодфлота при заходе в Канадский порт сбежала группа моряков. Случай неординарный, который должен был повлечь за собой освобождение от занимаемой должности руководителя этого предприятия. В то время возглавлял управление "Севрыбхолодфлот" А.Ф.Леванов, причем был назначен недавно.
    Но даже за этот короткий период времени руководством было сделано не мало: создано СП по переработке сельди, произведено переоборудование двух плавбаз под новые виды продукции, начато строительство за рубежом новых гребешколовов, и, как следствие, Севрыбхолодфлотом началось освоение континентального шельфа Баренцева моря (совершенно новое направление по тем временам) и ряд других новаций. Все эти нововведения положительно сказались и на атмосфере в коллективе управления.
    Естественно коллектив обратился ко мне с просьбой ходатайствовать перед министерством о сохранении в должности руководителя А.Ф.Леванова. Прибыв в министерство, я доложил Николаю Исааковичу об обстановке на бассейне и в Севрыбхолодфлоте, об успехах этого управления, передал письмо коллектива с которым он очень внимательно ознакомился. И поручил Р.Г.Новочадову - бывшему в то время начальником управления кадров и учебных заведений - внимательно разобраться в этом деле, обязательно учесть мнение коллектива. Так Альберт Филиппович остался начальником Севрыбхолодфлота и еще долго и эффективно руководил этим подразделением на Северном бассейне.
    В сложных ситуациях он был по-отечески заботлив и корректен. А сложные ситуации у нас были. Это и арест судов в Перу в 1990 году, и известное ГКЧП, когда ряд руководителей отрасли объявили "врагами демократии", и, как следствие, - возбуждение уголовного дела.
    Несмотря на то, что сам Котляр имел в этот период большие проблемы, связанные в первую очередь с глобальным реформированием отрасли, он по-человечески поддержал и успокоил меня. Даже выделил в личное пользование, хотя я об этом и не просил, одну из машин "Волгу", и этот его шаг я расценивал, как моральную поддержку. И в дальнейшем, когда я уже работал в Комитете, он всегда радовался успехам, живо интересовался делами, остро переживал, когда возникали проблемы особенно, из числа тех которые остро затрагивали рыбное хозяйство страны.
    С большой теплотой вспоминают о совместной работе с Николаем Исааковичем Е.Б.Комаров, В.П.Журавлев, Е.Д.Ширяев, А.Н.Якунин, В.И.Цукалов, В.В.Беленко и многие, многие другие.
    Пусть в нашей памяти сохранится светлый образ Николая Исааковича Котляра - неутомимого труженика моря, да конца отдававшего все силы рыбаку и этой профессии рыбак. Его вклад в развитие рыбной отрасли огромен.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес