"Из нашей жизни его не выбросишь", - так говорили все те, кто приходил в редакцию и напоминал нам о том, что 19 января исполнилось бы 70 лет Управлению тралового флота Камчатки.
Не исполнилось. Благодаря "дальновидной" политике нашей "всенародной" власти, давшей возможность пришлым варягам разграбить, а затем и "прикрыть" существование некогда славного коллектива. При этом невиновны те, кто отдал УТРФ многие годы своей рыбацкой жизни, кто до сих пор не может забыть шум морских волн за кормой, крики чаек, туго набитые рыбой тралы, встречи и расставания на родном берегу. Все настолько ярко остается в памяти, словно было вчера. И понятным стало желание автора письма с далекой и теперь уже чужой нам Украины вспомнить историю УТРФ и себя в ней. Мы постарались обойтись без особой правки и урезаний текста. Итак - слово ему.
Табельный номер 865. Я, Стрюченко Владимир Григорьевич, эту цифру буду помнить до конца своих дней, ибо для меня это жизнь, отданная УТРФ, на судах которого я отработал с 1959 по 1992 годы.
19 января 2006 года исполнилось бы 70 лет УТРФ, и по этому случаю мне хотелось бы послать привет с далекой Украины всем тем людям, с которыми я трудился, многих хорошо знаю и помню до сих пор, пожелать им здоровья и благополучия, а морякам - еще удачи и счастливого плавания. Мне невольно приходят на ум факты и эпизоды из жизни судов и экипажей, на которых я трудился под этим табельным номером в 1959-1992 годах.
Начало камчатскому Тралфлоту положила База активного опытного лова (БАОЛ), созданная в 1936 году в системе Акционерного камчатского общества (приказ № 31 по АКО от 19 сентября 1936 года). Такое было начало его истории. Потом следовали изменения названий и пополнение новыми промысловыми судами, а в 1959 году в состав флота УТРФ поступила из новостроя (Япония) первая сельдевая база с охлажденными трюмами "Ламут" (3.360 л.с.). Мне не довелось на ней трудиться, но многие специалисты прошли на "Ламуте" настоящую школу и в дальнейшем стали отличными руководителями отделов флота. Некоторых помню и хочу назвать: капитаны дальнего плавания - Серга, М.Ф. Гончаров, В.И. Пермяков, механики М.С. Дулин, А.А. Корж, П.Шкут и другие - здоровья им и счастья, если живы.
Начальником в то время был П.И. Анода, а его заместителем - любимый и уважаемый всеми моряками П.А. Демидов. Флот к этому времени уже располагал большим количеством промысловых судов СРТ-300 (400 л.с.), начал выходить в океан. С осени 1961 года интенсивно стали поступать с новостроя БМРТ. Первым был "Браслав".
Старшим механиком на нем был Я.М. Картажинский, к тому времени уже опытный специалист, в дальнейшем работавший на плавбазах проекта В-69 и В-670 "Рыбак Чукотки", где я его заменил и проработал 10 лет с капитаном А.И. Толковым. Я.М. Картажинский был удостоен звания "Знатный рыбак Камчатки". Его опыт перенимали многие специалисты. С 1968 года началось пополнение флота плавбазами типа В-69 (Польша). Первой была "50 лет Октября".
Главным механиком назначили К.К. Печенкина. Опытный специалист и душевный человек, с которым мне посчастливилось трудиться на танкере "Иртыш". Там был дружный экипаж во главе с В.Л. Губановым. Помню боцмана Г.Л. Захарова (учил нас, молодых, многому). Энергичный второй механик Виктор Шаврин личным примером воодушевлял нас.
Работники управления также набирались опыта в руководстве флотом. После ухода на повышение П.И. Аноды управление возглавил В.П. Потапенко. В апреле 1967 года из состава УТРФ выделились транспортный флот (Камчатрыбфлот) и морской рыбный порт, а в 1968 году - флот БМРТ. А наше предприятие стало пополняться плавбазами и промысловыми судами типа СРТМ, которые начали работать в самых дальних экспедициях. Рыбы ловили много, и за успешное выполнение планов 8-й пятилетки по ее добыче и по выпуску рыбной продукции, освоению океанических районов промысла и совершенствованию техники лова 10 февраля1971 года УТРФ был награжден орденом Ленина. Летом этого же года в составе экипажа во главе с капитаном А.Г. Власенко мы в г. Хабаровске на судостроительном заводе им. Кирова приняли СРТМ "Чигрин" и пошли на промысел лова скумбрии неводом.
Я на "Чигрине" был вторым механиком. Экспедицию из трех судов - "Механик", "Комбайнер", "Чигрин" - возглавлял зам. начальника УТРФ Грачев. Тогда экспедиция не удалась: не было опыта лова неводом и по другим причинам, хотя экипажи работали хорошо.
Нельзя не вспомнить и трагические страницы в истории УТРФ. Так, следуя в экспедицию к островам Прибылова, бесследно пропал вместе с экипажем СРТ "Ключевской". От обледенения погиб СРТ "Карага" у берегов Камчатки. Вечная им память! Тогда же не вернулись из рейса два приморца и два сахалинца. Вот их названия: СРТ "Севск", "Себеж", "Нахичевань", "Бокситогорск". В этой экспедиции я был на СРТ "В.Быковский" третьим механиком. Капитан - П.Яроцкий. В г. Находка стоит красивый памятник в их память. Я посещал его и возлагал цветы, когда приходилось стоять в ремонте на ПСРЗ. В Петропавловске такого памятника не поставили.
Еще одна из трагедий УТРФ - притопление плавбазы "50 лет Октября" при подходе к причалу ПСРЗ в г. Находка для постановки на ремонт. Там обошлось без жертв. Судно подняли быстро, отремонтировали и ввели в строй судоремонтники, за что им спасибо.
Очень запоминающимися были рейсы в Бристоль, где я провел шесть зим на СРТ. Уходили в ноябре, возвращались в мае. Штормовые погоды и обледенения не давали работать, но все же рыбы ловили много и показатели за рейс выполняли.
Еще об одном случае, произошедшем в бристольской экспедиции в новый, 1967 год. В экспедицию пришел танкер с водой "Юрюзань". Это был наш, УТРФовский танкер. А "Баргузин" передали во Владивосток и переименовали. В эту ночь его штормом сорвало с якоря и навалило на стоящий вблизи на якоре рефрижератор № 10. Рефрижератор получил пробоину и затонул вместе с 84-мя членами экипажа. Было и такое на моей памяти. В этой экспедиции я был на СРТР "Казбек" вторым механиком, капитан - В.Е. Щитов.
После ухода В.П. Потапенко УТРФ возглавил И.П. Черниговский. Флот уже набрал силу, пришли новые промысловые суда СТ-1320. В основном, на них были посланы молодые капитаны и опытные механики. Первый - СТ "Садгора". Старшим механиком на нем был Борис Шундрик. Осваивали их быстро, показатели по добыче были высокие. Накопленный опыт прежнего поколения моряков был использован, а энергия и желание молодых были большими. К тому времени я уже был переведен на плавбазы по инициативе начальника МСС А.А. Федоровского, который работал энергично и дальновидно, с перспективой по закреплению опытных кадров специалистов. Мне тоже пришлось осваивать совершенно новое производство - консервный плавзавод "Рыбак Чукотки" под командованием капитан-директора А.М. Толкова. Работалось с большим подъемом, и проектная мощность завода - 220 тысяч банок консервов в сутки - выполнялась. В техническом составе плавзавода вместе со мной трудились старшие механики Е.А. Безуглов, А.П. Комаров, А.Востриков, старший электромеханик Ю.А. Андриашкин, рефрижераторный механик В.И. Баев, старшие механики ТО В.Горлов, Н.В. Берлизов и многие другие специалисты. В лаборатории работала В.А. Иванова, начальник радиостанции В.Г. Беловец, зав. производством В.Федин и другие. Я их всех помню и шлю большой привет.
После перехода И. Черниговского на работу мэром Петропавловска управление возглавил коренной тралфлотовец С.Д. Ярошевский, прошедший трудовой путь в управлении от механика на судах до начальника управления. Руководил хорошо, все показатели выполнялись, много строилось жилья для моряков. В 1985 году проводили его на пенсию. Переехал он в г. Николаев, там и похоронен.
У В.А. Зырянова работа на посту начальника УТРФ, что называется, не пошла. Предприятие два года подряд не выполняло годовых планов. Но он был настоящим моряком: нашел мужество признать свои ошибки и отказался от должности, что в жизни происходит очень и очень редко. В это время я работал главным механиком на плавзаводе "Рыбак Чукотки", мы проходили заводской ремонт на ПСРЗ г. Находка, а судном командовал А.Н. Груздев.
После ухода В.А. Зырянова на пост начальника УТРФ был уже не назначен, а избран коллективом А.Я. Абрамов. На эту должность он согласился добровольно, хотя начальник Камчатрыбпрома В.П. Потапенко не соглашался на его назначение, о чем сказал на этом собрании. Я там присутствовал - в актовом зале Камчатрыбпрома. К этому периоду уже была отмечена 55-я годовщина создания и работы УТРФ.
По данным отдела кадров, в управлении работало 6329 человек, и мой табельный номер 865 был совсем маленькой цифрой. На учете стояло 79 судов. Долгое время отделом кадров руководил А.А. Александров. Он очень многих моряков лично знал и к плавсоставу относился хорошо. Помню еще и инспектора судомеханического сектора Г.В. Семенова - он помнил всех, знал домашние адреса и номера телефонов многих. По флоту ходила легенда, что на таких, как он, держится УТРФ.
Закончил я трудиться в этом коллективе в 1992 году и вышел на пенсию по выслуге лет - к тому времени уже был принят такой закон для плавсостава. Сейчас проживаю в г. Каховка на Украине. Кто хочет написать, сообщаю адрес: 74800, Украина, г. Каховка Херсонской области, ул. Просвещения, дом 9, кв. 9.
С уважением и большим приветом, В. Стрюченко