В послевоенные годы рыбокомбинаты на побережье Камчатки работали по сезонному, то есть путинному принципу. Они ежегодно с июня по август добывали в прибрежной зоне лосося — кету, горбушу, нерку, кижуча и чавычу. Подходы лососей на нерест к берегам полуострова были постоянными, но определялись урожайностью поколений лососевых рыб. Так, в 1950 г. подходы рыбы почти отсутствовали, вылов составил против плана лишь 30—40 %.
Для оперативного руководства рыбной промышленностью Главкамчатрыбпром создал штаб, который возглавил Александр Тарасович Сидоренко. Его первым заместителем был ветеран рыбной промышленности Камчатки Петр Мартынович Макштас.
В начале 1950-х гг. для улучшения управляемости отрасли были созданы рыбные тресты, которые располагались на побережье, в районах промысла. В рыбокомбинате им. Микояна Усть-Большерецкого района размещался Западно-Камчатский трест, которым руководил А. Барышев. В рыбокомбинате им. Кирова Соболевского района действовал трест, которым управлял Кулиш. На восточном побережье находился Восточно-Камчатский трест, его возглавлял В. Н. Каленов.
Руководящие кадры на рыбокомбинатах побережья были представлены закаленными специалистами послевоенного периода. Сегодня приятно вспомнить опытных директоров рыбокомбинатов Камчатки. На западном побережье: Озерновский рыбокомбинат — Калугин, а затем В. С. Кириллов, Опалинский — Исалдин, Большерецкий — Воробьев, им. Микояна (потом Октябрьский) — А. К. Евдокомов, Митогинский — Д. С. Чернышев, Кихчикский — Г. И. Силенко, Пымтинский — В. В. Белоног, Кировский — Ассоров, Крутогоровский — И. А. Петрушенко, Хайрюзовский — Решульский. На восточном побережье: Петропавловский — А. К. Миронов, Петропавловская жестянобаночная фабрика — В. Д. Каплун, Жупановский — Страшко, Усть-Камчатский — Разгонов, Хайлюлинский — И. М. Перкулимов, Оссорский — Я. Г. Богомолов.
Все рыбокомбинаты зимой готовились к путине, а с подходом лососей добывали их, в основном, морскими ставными неводами. Исключение составляли Озерновский комбинат, ловивший закидными неводами в реке, и рыбаки-колхозники, работавшие на реке Камчатке.
В состав каждого рыбокомбината входили несколько консервных заводов и рыбозаводов. Так, рыбокомбинат им. Микояна имел пять пунктов приема рыбы, а в Митогинском действовали шесть рыбозаводов. На каждом из них выставлялись морские ставные невода. Они оснащались переборочными рыбными кунгасами, шлюпками, за ними закреплялись маломерные катера. Организовывали прибрежный лов морскими ставными неводами опытные руководители, достойные воспитатели молодого поколения. Это — начальники отделов добычи: комбината им. Микояна — Подолин, Озерновского — Кузьмин, Кихчикского — Фастович, Митогинского — Туркин и другие.
Морские ставные неводы для лова рыбы имели в те годы большое промысловое значение. Они выставлялись от берега на расстоянии от 300 до 800 метров и более. Неводы были громоздкими и тяжелыми, и когда наступали дни их постановки, в этой работе участвовало много работников рыбозаводов.
Сезонный период работы рыбокомбинатов определял и соответствующие сложности в подготовки предприятий к путине. Здесь учитывалось все: ограниченный навигационный период, ледовая обстановка на побережье. Все было подчинено решению главной задачи — с началом путины максимально выловить рыбу, переработать ее, привести в товарный вид и отгрузить готовую продукцию на материк. При решении этой задачи к началу следующей путины освобождались чаны для посола и складские емкости. На каждом рыбокомбинате разрабатывались организационно-технические мероприятия по подготовке к путине, в которых указывались сроки и графики готовности всех объектов.
В 1950-е гг. в коллективах рыбокомбинатов и рыбозаводов формировались подлинные специалисты своего дела, талантливые организаторы рыбацкого производства. Такими были: в рыбокомбинате им. Микояна — бригадир Матвиенко, депутат Верховного Совета РСФСР, в Кихчикском — бригадир Власов — тоже депутат Верховного Совета РСФСР, в Озерновском — бригадир морского ставного невода Кривов, в Анапкинском — бригадир Новиков. Среди опытных бригадиров работали молодые специалисты, окончившие рыбопромышленные техникумы. Они возглавляли комсомольско-молодежные бригады по обслуживанию морских ставных неводов. В рыбокомбинате им. Микояна на рыбозаводе № 1 такую бригаду возглавлял я, на рыбозаводе № 4 — Сергей Кузнецов.
На предприятиях побережья особым уважением пользовались работники, обслуживавшие плавсредства, выполнявшие все операции по обработке пароходов, стоявших на рейде. Впоследствии на их базах были организованы портпункты. И здесь имелись люди, которыми гордились в коллективах. Такими в рыбокомбинате им. Микояна были приемщик плавсредств М. А. Фирсов, капитан буксирного катера А. А. Крамаренко, в комбинате им. Кирова капитан буксира Р. В. Харитонов.
Создание портпунктов способствовало тому, что они достаточно быстро стали оснащаться катерами типа ЖСК, металлическими плашкоутами, грузовыми кунгасами и самоходными баржами. В крупных комбинатах стали строить грузовые причалы и оснащать их кранами. Производственная мощность портпунктов на побережье полуострова имела огромное значение в ускорении темпов разгрузки пароходов и отгрузке готовой продукции.
В 1953—1954 гг. рыбаки стали по опыту Приморского края организовывать прибрежный лов мотоботами, появились новые объекты лова — сельдь, камбала, треска, навага. Потребовалась новая технология обработки и выпуск новых видов продукции. К сожалению, старые кадры директоров комбинатов работали по старинке и не спешили перестраивать работу предприятий. Обком партии, его секретарь Петр Николаевич Соловьев, начальник Главкамчатрыбпрома Александр Тарасович Сидоренко решили омолодить руководящий состав комбинатов. Из числа молодых специалистов были назначены директорами: Озерновского — И. И. Ивченко, им. Микояна — Н. Шубин, Кихчикского — В. В. Гаврилов, Жупановского — я, Оссорского — А. П. Шаповалов, Корфского — Губин, Олюторского — А. А. Бедриков. Все они многие годы успешно работали и способствовали развитию рыбной промышленности Камчатки.
Первыми в области организаторами совместной работы судами маломерного флота стали рыбаки городского колхоза им. В. И. Ленина, где председательствовал Михаил Константинович Старицын, и рыбаки Жупановского рыбокомбината. Вначале на ярусном лове трески работали мотоботы, а затем на добыче снюрреводами — суда типа МРС-80.
Талантливые мастера своего дела, инженеры лова Владимир Денисович Блинов из колхоза им. В. И. Ленина и Юрий Иосифович Пономарев из Жупановского рыбокомбината создали новые конструкции снюрреводов для работ судами МРС-80. Затем в Усть-Камчатском, Озерновском, Октябрьском, Хайрюзовском, Олюторском рыбокомбинатах были созданы базы активного прибрежного лова с такими судами. Особенно в большом количестве МРС-80 поступили в 1956 г. С этого времени потребность в них на рыбокомбинатах и в рыболовецких колхозов была удовлетворена.
Приобретая опыт, определились лидеры — капитаны судов, успешно работавшие снюрреводами. Ими были: В. Е. Воробьев и В. И. Потураев из колхоза им. В. И. Ленина, Б. П. Максименко и М. Г. Константинов из Жупановского рыбокомбината, Е. М. Чайка и Г. С. Крикорьян из колхоза «Октябрьская революция», Н. В. Токарев и А. И. Ивлев из Усть-Камчатского рыбокомбината, А. Г. Жестов из колхоза «Путь Ленина» Усть-Камчатского района, В. Ф. Лузин из колхоза им. Горького Олюторского района.
В начале 1960-х гг. в комбинаты и колхозы области стали поступать новые суда типа РС-300, более мощные и со значительной автономностью плавания. Первые РС-300 получили рыбаки колхоза им. В. И. Ленина. Их освоил капитан Иван Игнатьевич Малякин, Знатный рыбак Камчатки. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, стал Героем Социалистического Труда. С первых же лет после поступления эти суда имели высокие уловы тралами и кошельковыми неводами. Затем они стали поступать в рыболовецкие колхозы Усть-Камчатского и Усть-Большерецкого районов. С приобретением опыта экипажи МРС-80 и РС-300 стали организованно работать кошельковыми неводами в сельдевых экспедициях Охотского и Олютоторского районов.
Большую помощь в наводке на косяки сельди промысловых судов оказывал летчик-наблюдатель промысловой разведки Михаил Андреевич Несин. В те годы оперативная бассейновая камчатская промразведка была представлена десятью судами типа СРТ и СРТР, оснащенными хорошей современной акустической аппаратурой, способствовавшей обнаружению районов скопления рыбы, определению размеров косяков и глубины их миграции.
Специалисты совместно с инженерами Управления тралового и рефрижераторного флота (УТРФ) создали несколько видов тралов для лова близнецовым методом, в донном и придонном вариантах, отрабатывали скоростную технику лова, особое внимание обращали на размер — уровень раскрытия тралов. С оснащением УТРФ крупными промысловыми судами типа СРТ, СРТР и СРТМ флот пошел на освоение просторов океана, морей, на добычу новых объектов и выпуск нового ассортимента продукции. Это потребовало от береговых предприятий коренного перевооружения производственных мощностей.
Сразу изменилась организация приема сырца от промысловых судов, были повсеместно введены в эксплуатацию рыбонасосные установки по выгрузке рыбы с судов. Все это ускорило прием и переработку сырца. Было осуществлено массовое строительство охлажденных отделений в цехах, что позволило выпускать мало- и среднесоленую продукцию из лосося. В эти годы много сделали по расширению ассортимента выпускаемой рыбной продукции. Консервные заводы получили новое технологическое оборудование по выпуску консервов с производительностью одной линии двести пятьдесят банок в минуту. Стали выпускать закусочные консервы.
Необходимо отдать должное способным инженерам, механикам, которые как новаторы много сделали по внедрению оборудования на консервных заводах, холодильниках, по механизации поточного цикла посола рыбы. Это — В. А. Бирюков, А. Ф. Навильников, Я. Ю. Кисельман, Ю. Е. Орел, Ю. А. Иньков, П. К. Кривошеев и многие другие.
В истории развития рыбной промышленности Камчатки необходимо отметить заслуги специалиста по выпуску лососевой икры, мастера-наставника С. М. Волтера, который обучил почти всех икорных мастеров новой технологии переработки охлажденных ястыков в высшие сорта икры.
В новую стратегию развития рыбной промышленности внесли вклад инициативные молодые инженеры Г. В. Жигалов, Ю. В. Галкин, С. С. Коротенко.
В 1959 г. на Дальнем Востоке прошла одна из крупнейших реорганизаций рыбной промышленности. Было создано Главное Дальневосточное управление «Дальрыба» во Владивостоке. В его состав вошли управления — Приморрыбпром, Камчатрыбпром, Сахалинрыбпром, Хабаровский и Магаданский госрыбтресты. Начальником Дальрыбы назначили Н. А. Ваняева, начальником Камчатрыбпрома — Василия Никифоровича Каленова.
С образованием Дальрыбы резко выросло внимание к активному морскому рыболовству. Начали организовываться и успешно работать объединенные промысловые экспедиции в Охотском, Беринговом морях, в районе Южных Курил, Гавайских островов. В организации большого активного рыболовства важную роль сыграло УТРФ, его руководители П. И. Анода и П. А. Демидов. Этот коллектив прошел славный трудовой путь.
Начав с нескольких маломощных суденышек, он стал одним из крупных предприятий Камчатки, Дальнего Востока и страны. Флот имел в своем составе высокопроизводительные плавбазы, здесь готовились замечательные квалифицированные кадры, способные добывать рыбу в любом районе Мирового океана. Его численность насчитывала четырнадцать тысяч человек, в состав входил судоремонтный завод «Фреза», рыбный порт, рыбозавод «Океанский», база по изготовлению орудий лова и такелажа «Малая Океанская», большой жилой фонд и социально-культурная система.
К 1970 г. коллектив УТРФ дал путевку в жизнь крупному добывающему флоту «Океанрыбфлот», а также управлению «Камчатрыбфлот», щедро поделившись с ними кадрами и социальным имуществом. Этот коллектив ежегодно увеличивал объем вылова рыбы, расширял ассортимент выпускаемой рыбной продукции. Тому способствовало не только пополнение добывающего флота, но и его успешная работа в новых районах промысла — в восточной части Берингова моря, вдоль Алеутских островов, у Гавайских островов, в Олюторско-Наваринском районе, Чукотском и Охотском морях.
Здесь выросли прославленные рыбаки, известные не только на Дальнем Востоке, но и в стране, о которых уже говорилось ранее.
Я работал начальником УТРФ с 1967 г. За эти годы много нового было внедрено в организацию промысла. Мы впервые освоили прогрессивный групповой метод работы промыслового флота с закрепленной за ним плавбазой. Отличные результаты давала хозрасчетная система рейсовых заданий. В 1971 г. старейший и самый крупный в стране флот — УТРФ — был награжден орденом Ленина. В последние годы орденоносный коллектив УТРФ возглавляли В. П. Потапенко, С. Д. Ярошевский, В. А. Зырянов. Они очень много сделали по перевооружению технологических процессов обработки рыбы, резко улучшили качество выпускаемой продукции и расширили ее ассортимент.
Промысловые суда после переоборудования стали добывать новые объекты лова (краб, палтус, треску) и выпускать готовую продукцию. В эти годы существенно пополнился камчатский промысловый, перерабатывающий, транспортно-рефрижераторный флот, в составе которого к 1970 г. насчитывалось уже сто одиннадцать судов.
|