Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Океанрыбфлот :
    все материалы
    1. "Смелый и умный найдет выход из любой беды"
    2. "Океанрыбфлоту" исполняется 39 лет
    3. "Океанрыбфлот" идет к своему юбилею
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
    2007.03.30 http://poluostrov.kamchatka.ru

    «Океанрыбфлоту» исполняется 39 лет

    И в наши дни Океанрыбфлот остается наиболее стабильным, наиболее благополучным, наиболее известным рыбацким предприятием не только Камчатки, но и всего Дальнего Востока. Да, нелегко сегодня удержаться на плаву. Но благодаря умелому руководству, благодаря сплоченному коллективу, «Океанрыбфлот» справляется с теми производственными и социальными задачами, которые взял на себя изначально. И не только справляется, но и наращивает свои возможности.

    Сегодня мы вкратце расскажем, как создавался «Океанрыбфлот», который тогда назывался Управлением океанического рыболовства (УОР), а позже БОР. Для этого вернемся на много лет назад, к моменту создания на полуострове УТРФ. Итак…

    Рыбацкая дорога в Тихий океан была проложена экипажами судов Управления тралового и рефрижераторного флота (УТРФ), история которого начинается с 1936 года, когда в составе Акционерного Камчатского общества – знаменитого АКО - была создана база активного опытного лова (БАОЛ) во главе с известным на Камчатке рыбаком Петром Мартыновичем Макштасом.

    БАОЛ имела два маленьких паровых сейнера так называемого калифорнийского типа по 270 л.с. каждый - «Вилюй» (капитан Якимов) и «Авача» (капитан Косьмин) и два дрифтера – «Плутон» и «Сатурн». В сентябре того же года флот базы пополнился первым отечественным рыболовным траулером «Дальневосточник» мощностью главного двигателя в 650 л.с. и грузоподъемностью 300 тонн. Для тех лет это было серьезное подспорье, и камчатские рыбаки увереннее стали осваивать траление в море камбалы и сельди. Ловили в основном в Авачинском заливе и в бухтах, находящихся к югу от Авачинской губы. Уже в 1937 году опытные траления переросли в промышленные, а через год БАОЛ переименовали в Управление активного морского рыболовства – Морлов, что доказывает окончательное становление тралового рыболовства на Камчатке. Правда, годовая добыча рыбы тралением была еще не значительной – всего-то 500 тонн из одного миллиона тонн общего камчатского улова. Но в 1940 году Морлов получил еще несколько паровых траулеров, и вылов рыбы поднялся почти до двух тысяч тонн.

    В 1950 году Морлов переименовали в Управление тралового флота с годовой добычей рыбы уже в 7,5 тысяч тонн. Начали приходить средние рыболовные траулеры, построенные в ГДР. Первыми появились на Камчатке СРТ-300 «Капитан Закхеев» и «Механик Лесовой». А с 1957 года предприятие стало называться УМАР, что означало - Управление морского активного рыболовства. Переименование принесло и новые функции: в УМАР вошли помимо траулеров все транспортные суда Камчатрыбпрома и Петропавловский морской рыбный порт. В 1959 году на полуостров поступили первые рефрижераторы, которые передали в состав Управления, переименовав его вновь и уже окончательно в Управление тралового и рефрижераторного флота – УТРФ. Первым руководителем УТРФ стал Петр Илларионович Анода.

    Тогда же было образовано Главное Дальневосточное управление рыбной промышленности «Дальрыба», в состав которого вошло головное рыбацкое предприятие Камчатки – Камчатрыбпром. Начальником Камчатского управления стал Василий Никифорович Калёнов. С этого времени резко возросло внимание и к активному морскому рыболовству.

    В том же 1959 году УТРФ получило новую, построенную в Японии первую сельдяную базу «Ламут», а поисковые суда «Академик Книпович» и «Крузенштерн» впервые ушли далеко в океан, пересекли 180-й меридиан и обнаружили в Бристольском заливе большие скопления сельди. Именно этот год можно считать началом выхода камчатских рыбаков в Тихий океан.

    Это было далеко не просто – на небольших СРТ переходить через океан и рыбачить у дальних берегов Канады и Аляски. Не просто было и для людей, и для самого судна. Большие сложности испытывали рыбаки и при тралении, так как СРТ не были оснащены приборами обнаружения рыбных скоплений. Как вспоминают ветераны, пользовались эхолотом да примитивным самописцем «Дельфин» или еще более примитивным прибором НЭЛ-5Р. В основном рыбачили, полагаясь на собственные знания, умение, интуицию да еще – рыбацкую удачу. Эти рейсы к берегам Северной Америки рыбаки называли школой мужества. И мечтали о тех днях, когда Камчатка начнет получать рыболовные траулеры нового поколения – БМРТ – большие морозильные рыболовные траулеры, на которые к тому времени уже пересели океанские рыбаки Мурманска, Приморья, да и Сахалина.

    И вот в 1961 году для УТРФ был построен на Черноморском заводе им. Носенко в г. Николаеве и в ноябре того же года прибыл в Петропавловск-Камчатский первый БМРТ «Браслав». Это было по-настоящему океанское судно с мощностью главного двигателя в 2000 л.с. и грузоподъемностью 600 тонн, автономность плавания составляла 80 суток. Обрабатывающий завод мог за сутки переработать до 65 тонн рыбы-сырца. Рыбаки с судов, стоявших в порту, ходили на «Браслав», чтобы подивиться на уютные каюты, просторный мостик, завод, огромные трюмы и, главным образом, на ковровые дорожки, которыми были застелены коридоры. Экипаж нового БМРТ комплектовался только из коммунистов и комсомольцев. Капитаном-директором назначили известного камчатского рыбака Николая Владимировича Сотникова, который в тот же год был избран депутатом Верховного Совета СССР.

    Вскоре пришел второй БМРТ – «Хинган», а с 1963 года эти траулеры стали поступать на Камчатку один за другим: «Опала» и «Николай Островский» (1963), «Узбекистан» и «Куба» (1964), «Ительмен» (1965), «Восход», «Трудовые резервы», «XV съезд ВЛКСМ», «Пётр Овчинников», «Борис Горинский», «Алексей Махалин» (1966), «Юность», «Штурман Елагин», «Илларион Рябиков», «Пахачи» (1967). С пополнением флота УТРФ судами этого типа резко выросли уловы рыбы. Уже в 1963 году БМРТ «Хинган» (капитан-директор В. А. Дубовицкий) за год добыл 11 тысяч тонн. В 1964 году БМРТ «Н. Островский» (капитан-директор П. А. Рязанов) взял 15 тысячи тонн, поставив всесоюзный рекорд. В 1965 году добыча БМРТ «Узбекистан» составила 13 тысяч тонн, за что его капитан-директор Георгий Васильевич Мещеряков получил звание Героя Социалистического Труда. Как тут не вспомнить 1938 год, когда рыбаки Морлова на Камчатке добыли тралением на весь круг всего-то 500 тонн.

    В 1966 году общий вылов тралфлота достиг 210 тысяч тонн. Суда типа БМРТ стали поступать в рыболовецкие колхозы, к берегам Камчатки впервые пришли рыбаки из Магадана и Хабаровского края. Началась настоящая конкуренция, борьба за рыбу. К тому же именно в этот год резко упали уловы олюторской сельди и охотоморской камбалы, стада которых были подорваны чрезмерно активной рыбалкой. Нужны были новые районы и новые объекты промысла. Это заставило Камчатрыбпром полностью перестраивать не только работу, но и управленческую структуру. Начали с выделения из состава УТРФ транспортного флота в отдельное управление «Камчатрыбфлот», а также Петропавловского морского рыбного порта. Вскоре отделили судоремонтный завод «Фреза». В УТРФ остались только рыбаки. В 1967 году на балансе управления числилось 71 промысловое судно и 12 поисковых судов. В том числе среди промысловых судов:

    СРТ-300-400 – 29 единиц;

    СРТ-400 – 24;

    СРТМ – 2;

    БМРТ – 16.

    Флот камчатских рыбаков увеличивался, росли уловы, но это же обстоятельство и меняло ситуацию с запасами рыбы. Директор ТИНРО профессор И. В. Кизеветтер отмечал тогда: «Начиная с 1965 года на фоне увеличения общих уловов наметилось уменьшение промыслового значения беринговоморского района в результате падения уловов камбал и окуней и увеличение уловов в Ванкуверо-Орегонском и Западно-Камчатском районах (промысел хека и минтая)… Необходимо незамедлительно и очень энергично переходить от традиционных промысловых объектов и методов промысла к освоению новых объектов лова и новых методов океанического рыболовства»

    Как бы отвечая ученому, начальник Камчатрыбпрома В. Н. Калёнов говорил: «Основательные шаги в предстоящие годы мы обязаны сделать в деле освоения районов промысла в тропической и субтропической зоне Тихого океана. Все эти районы являются в основном для пелагического рыболовства. За счет удлинения периода лова, улучшения техники промышленного рыболовства, внедрения новых видов лова намечается обеспечить вылов сельди до 1,6 млн. центнеров в год, окуня до 1 млн. центнеров, минтая до 3 млн. центнеров, хека до 1,3 млн. центнеров и других пород. Калифорнийский район, где в первую очередь будет развиваться кошельковый и пелагический лов скумбрии в количестве до 635 тысяч центнеров, анчоуса – 731 тысяча центнеров, снек, берекс и прочие рыбы южных морей – 950 тысяч центнеров, тунцы и акулы – 250 тысяч центнеров...».

    В 1967 году все БМРТ и часть СРТ ходили, в основном, в Бристольский и Аляскинский заливы Берингова моря, к островам Королевы Шарлоты и Ванкуверо-Орегонский промысловый район ловить окуня, камбалу, хека и сельдь. Вскоре начали осваивать и более южные районы Тихого океана вплоть до Гавайских островов.

    Руководство Камчатрыбпрома, понимая, что океанический лов полностью состоялся, решило выделить его в отдельное управление. 1 апреля 1968 г. был подписан приказ о создании в структуре Камчатрыбпрома самостоятельного Управления океанического рыболовства (УОР).

    В приказе, в частности, говорилось:

    «1. Выделить с 1 апреля 1968 года из состава Управления тралового и рефрижераторного флота Камчатрыбпрома по балансу на 1 января 1968 года промысловые суда типа БМРТ, организовав самостоятельное хозрасчетное Управление океанического рыболовства (сокращенно УОР) с непосредственным подчинением Камчатрыбпрому, с местом нахождения в г. Петропавловске-Камчатском.

    2. Назначить начальником Управления океанического рыболовства т. Мещерякова Георгия Васильевича, освободив его от обязанностей заместителя начальника Управления тралового и рефрижераторного флота».

    Всего из УТРФ в УОР было передано 20 БМРТ, количество которых к концу 1968 года выросло до 22. УОР, затем БОР, а сейчас «Океанрыбфлот» начал самостоятельное плавание. И вот открытому акционерному обществу «Океанрыбфлот» исполняется 39 лет. Мы от души поздравляем его коллектив с этой датой и желаем от имени нашего сайта и наших читателей дальнейших успехов на благо любимой Камчатки. Чтобы к юбилею, к своему 40-летию, предприятие подошло еще более процветающим, еще более социально совестливым, каким мы видим его и сейчас, еще более надежным, более значимым для экономики будущего Камчатского края.

    Александр СМЫШЛЯЕВ.

    печатная версия



    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес