Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))
  • Воспоминания А. В. Сайко (Сайко Анатолий Викторович (1949))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Чепижко Сергей Григорьевич (1942):
    все материалы
    1. Воспоминания С. Г. Чепижко
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
     
    Отец -Чепижко Григорий Васильевич, 1905 года рождения, занимал должность старшего бухгалтера сельпотребсоюза, погиб в ноябре 1944 года в Венгрии, при форсировании р. Тиссы.
    Мать -Чепижко (Гоцуляк) Ксения Григорьевна, 1907 года рождения, вдова до последних своих дней, в нелегкие послевоенные годы работала в колхозе на разных должностях и вырастила, воспитала и дала образование мне, старшей сестре и старшему брату.
    В 1949 году пошел в 1-й класс Степковской семилетней школы, в 1954 году продолжил учиться в Каменномостовской средней школе, где и закончил 10 классов.
    В 1959 году поступил в Одесское мореходное училище рыбной промышленности и закончил его в 1962 году, после чего был направлен на работу в Управление АКФ "Советская Украина" и "Слава".
    Первый мой трехмесячный выход в море в качестве курсанта-практиканта был в 1960 году на парусном судне "Дунай" с прославленным капитаном Иваном Александровичем Манном, командовавшим д/э "Обь" в Антарктической экспедиции с академиком Лисициным, т/х "Россия", т/х "Украина", руководившим Севморпутем, его именем названы несколько судов.
    Второй шестимесячный выход в море был на танкере "Дружба" (на то время самый крупный 55-тысячник в Советском Союзе) под командованием капитана Чеха Евгения Ивановича, одного из самых молодых и перспективных капитанов ММФ. Впоследствии он занимал крупные посты на госслужбе в качестве торгпреда, руководителя Управлений ЧМП, сейчас его имя носит сухогруз.
    С дипломом ШМП в первый свой рейс (1963 г.) в качестве третьего помощника китобойного судна "Бесстрашный-28" АКФ "Слава" вышел под командованием капитана-севастопольца Гурина Александра Федоровича -Капитана с большой буквы, известного далеко за пределами своего родного города.
    Везло мне на капитанов, было у кого учиться, набираться опыта.
    Три рейса на китобойце под общим руководством легендарного капитан-директора, Героя Социалистического Труда Соляника Алексея Николаевича, а в 1967 года мне выпала честь быть четвертым помощником капитана китобазы "Советская Украина" с известнейшим капитан-директором, Героем Социалистического Труда Моргуном Борисом Макаровичем, и, к большому сожаленью, быть свидетелем его трагической смерти. Далее четыре рейса: четвертый, третий помощник капитана китобазы, сменный старший помощник на период отпуска штатного Якшинского Василия Ивановича, в это время на ремонте в Севморзаводе довелось принимать высокое руководство МРХ, Главка (Каменцева В. М, Денисенко И. Ф., Закурдаева В. И.), известного киноактера Николая Крючкова.
    В 1974 году получил диплом инженера-судоводителя, окончив Одесское высшее инженерно-морское училище, и по настоятельной рекомендации секретаря парткома Торпана Б. М. я был назначен вторым помощником капитана РТМ-А "Дарьял", которым командовал опытнейший промысловик Медведев Станислав Петрович, от него я получил на всю жизнь практику добытчика. Далее один рейс старшим помощником капитана, а с 1975 года -капитан-директором РТМ-А "Кировоград", который в 1976 году под моим командованием первым из промысловых судов обьединения выполнил годовой план по основным производственным показателям, экипаж судна награжден переходящим вымпелом МРХ СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности.
    В 1977 году назначен капитан-директором РТМ-С "Гарпунер Прокопенко". Рейс в ЦВА закончился с отличными показателями. Генеральным директором ЧПОРП "Антарктика" был в те годы Баранов Игорь Алексеевич -в МРХ с его подачи были внедрены много совершенно новых начинаний с огромными экономическими эффектами (чего только стоит ввести в эксплуатацию огромный комплекс -флотилию "Восток"). Так вот, Игорь Алексеевич предложил рассмотреть вопрос впервые провести гарантийный ремонт не в Германии, на верфи в Штральзунде, а в родном порту Ильичевск. Экипаж поддержал идею Баранова И. А., судно прибыло в базовый порт, приехали и ведущие специалисты из Штральзунда, совместно провели гарантийный ремонт.
    Закончился ремонт, судно подготовлено в рейс личным составом и береговыми службами, руководство объединения назначает отходное собрание. На собрание прибыл сам генеральный директор Баранов И. А. (обычно отходные и приходные собрания проводили его заместители) и поставил задачу выйти в рейс, невзирая на числа и дни недели, т. е. 13 числа в понедельник (моряки знают, что такое 13 и понедельник, да и не только моряки). Приказ есть приказ, он не обсуждается и его следует выполнять.
    Итак, РТМ-С "Гарпунер Прокопенко" вышел в рейс 13 ноября 1977 года в понедельник с рейсовым заданием в район ЦВА. Через две недели начали промысел, "рыбалки" никакой, суточная нагрузка по заморозке 27 т с большим трудом на самой дешевой сардине, соответственно и заработок экипажа (102 чел.) мизерный. Начались разговоры среди личного состава, что вышли 13-го в понедельник, весь рейс будет неудачный и т. д. Я установил связь с хорошим моим товарищем из Новороссийскрыбпрома, капитан-директором РТМ-С "Пролетарская Революция" Павловым Яном Васильевичем, который работал в ЮВА и знал тот район превосходно, он и предложил мне просить о переводе судна в район ЮВА. По моей настоятельной просьбе руководство "Антарктики" разрешило сменить район промысла.
    20 суток перехода не теряли зря, зная о том, что скоро появится в том районе скумбрия.
    Мы шли на штурм нового района -в рыбцехе в две смены готовили линии сортировки, дополнительно своими силами изготовили и установили "головорезки", "кишкодерки", дополнительные разделочные столы, усовершенствовали охлаждение приемных бункеров, траловая команда вооружила экспериментальный 124-й трал. Штурмана подняли старые записи с кальками, схемами, эхограммами поисковых приборов. Прибыли в район промысла ЮВА, обстановка лучше, чем в ЦВА, но скумбрии пока не видно. Работали на мелком хеке, ставриде, суточные по добыче и морозке "тянули", по ночам выскакивали на большие глубины и "пробивали" их поисковыми приборами в надежде на характерный писк, отраженный от хотя бы маленького "косячка" скумбрии. Все ждали "большой рыбы". С начала февраля на 21-м градусе ю. ш., на глубинах 200-00 м начали появляться в приловах "хвосты" скумбрии, своего рода "разведчики", а массовый подход скумбрии ежегодно выходит из больших глубин юго-восточной части Атлантического океана в районе 24-го градуса ю. ш., южнее порта Уолфиш-бей, огромные косяки после нагула в открытом океане устремляются на мелкие глубины на нерест (февраль-апрель). Длительное время скумбрия как бы "примеряется" и готовится к нересту на глубинах свыше 600 м, период месяц-полтора, эти глубины не являлись промысловыми для данного района. Я и Павлов Я. В. в строгой секретности договорились через день, по очереди, после вечернего траления (давали "пищу" рыбцеху, как правило 20-0 т мелкого и среднего хека) выходить на глубины 500-00 м и вести приборный поиск на юг до 24-го градуса ю. ш. Начали появляться небольшие косяки скумбрии ночью на глубинах 400-00 м.
    Первую неделю-две делали одно-два траления за ночь, вылов 5- т крупной скумбрии весом от 4 до 6 кг, делали 3- т филе. На промсоветах и в сводках не показывали выпуск филе, чтобы не будоражить флот (более сотни судов МРХ, десятки болгарских, румынских, испанских и даже кубинских). Настал день, когда экипажу было не до отдыха, на сон 7- часов -остальное время в рыбцех на разделку. Отбоя не было от членов машинной команды, обслуживающего персонала, свободных от вахт -все вносили свою лепту в выпуск продукции. На глубинах 300-00 м массово появилась крупнейшая скумбрия, косяки такой плотности, что "мешки" резали после подтягивания их к слипу, вытаскивая 70-0 т улова, к двум гиням подключали промысловую лебедку. Были случаи потери кутка, тогда приняли решение тралить по времени. По поисковому прибору выходили на "косяк", определяли его параметры: по его высоте, глубине и развитию, затем исходная позиция, постановка трала, выход на "атаку" и само траление, контроль зондом наполнения мешка. В среднем время траления было 10 т за минуту. К этому времени весь экипаж работал, как швейцарские часы: добыча, обработка улова, сортировка, разделка, заморозка. Морозильные аппараты имели такую нагрузку, что "Баадерам" не снилось при проектировании -и выдержали, рекомендованный цикл охлаждения блокформы 20 сек. Доводили до 8-0 сек., а суточный выпуск готовой продукции -филе скумбрии до 100 тонн!!! 100 тонн в сутки при плане 2,2 тонны!!! Здесь следует отметить, что в то время уже вводились коэффициенты трудового участия (паи), и труд каждого моряка оценивался соответственно, одна тонна филе давала матросу один рубль, а при выпуске 100 тонн филе в сутки -сто рублей. Небольшой подсчет дает результат -три тысячи рублей в месяц матросу, половина "Жигуля". Был стимул? Безусловно!!! За два с небольшим месяца более двух с половиной тысяч тонн ценнейшего филе.
    Годовой план ЧПОРП "Антарктика" по выпуску филе был выполнен за один рейс одним из более шестидесяти судов объединения, и это был экипаж РТМ-С "Гарпунер Прокопенко".
    На переходе в порт Лас-Пальмас получили сигнал SOS -тонуло испанское судно. Изменили курс, прибыли в район бедствия и обнаружили плот, в котором ютились 15 моряков, к сожалению, судно "Рейна Кристина" уже утонуло. Подняли на борт мокрых, перепуганных моряков, накормили, одели, оказали медицинскую помощь и доставили в порт. Тысячная толпа встречала "Гарпунер Прокопенко" в п. Лас-Пальмас, выражая безмерную благодарность русским морякам за спасение их соотечественников. На борт судна вместе с мэром города Лас-Пальмас прибыл Генеральный консул СССР в Испании. В одном из ресторанов был дан обед в честь экипажа. Один из заголовков в газете "Las Palmas Internacional": AYER POR LA MANANA EL PESQUERO RUSO "GARPUNER PROKOPENKO" DEJO LOS 15 NAUFRAGOS DEL "REINA CRISTINA"
    Вот такой был четвертый рейс РТМ-С "Гарпунер Прокопенко", который начался 13-го в понедельник. Многие члены экипажа были поощрены.
    Капитан-директор Чепижко Сергей Григорьевич был награжден за выдающиеся заслуги в народном хозяйстве Серебряной медалью ВДНХ, занесен на городскую Доску почета (ходили слухи, что И. А. Баранов дал команду подготовить документы на орден и перспективу на руководящую должность), во Дворце культуры им. Леси Украинки был организован вечер в честь экипажа РТМ-С "Гарпунер Прокопенко", на который были приглашены и дети гарпунера, Героя Социалистического Труда Прокопенко Федора Денисовича.
    Пользуясь случаем, я выражаю глубокую благодарность всем экипажам судов, которыми мне довелось командовать в должности капитана или капитан-директора: РТМ-А "Кировоград", РТМ-С "Гарпунер Прокопенко", добывающие суда РПФ "Восток", ТР "50 лет СССР", ТР "Пролив Вилькицкого", ТР "Пролив Надежды", ТР "Алмазный берег", ТР "Приморский берег" и, конечно, самый любимый мой ТР "Черное море", на котором, после восьмилетней работы в объединении "ЮГРЕФТРАНСФЛОТ", я закончил свою морскую практику и перешел на береговую работу.
    И низкий поклон всем моим наставникам: капитанам, руководителям МРХ, Управлений, Объединений и Главков, с которыми мне довелось работать и посчастливилось лично общаться: Алисов, Быстров, Буга, Баранов, Булан, Вайнер, Денисенко, Закурдаев, Котляр, Колесниченко, Кирюхин, Лабунец, Моргун, Манн, Медведев, Мещеряков, Поляков, Соляник, Таврунов, Ткачев, Чеха, Чуряев, Шевкопляс, Якунин и др. Список можно продолжить, но это те люди, которые были моими наставниками и дали мне путевку в жизнь.
    1978 год. Лето. Оформив после рейса отпуск, я с женой отправился на три недели в Болгарию, на отдых. По приезду вызывают меня в ЧПОРП, на прием к генеральному директору.
    Игорь Алексеевич Баранов с приветствием сообщает, что пока ты отдыхал, мы тебя согласовали на должность первого заместителя капитан-директора, капитан-дублером РПФ "Восток". Мне 36 лет.
    Флотилия и сам корабль "Восток" уникальны -это единственный экземпляр в мире. При мне в состав флотилии входил "Восток" с двумя завода и по выпуску консервов, двенадцатью промысловыми судами типа СРТМ 502-го проекта, затем добавились из новостроя еще два.
    Первый мой рейс был очень неудачным: многие государства, в т. ч. и Мавритания (традиционный район промысла РПФ), ввели 200-мильную экономическую зону, и "Восток" с двенадцатью промысловиками остался без работы. Сорок суток в открытом океане в дрейфе, до тех пор, пока МРХ не приняло решение направить РПФ на Дальний Восток. За время сорокасуточного простоя два СРТМа были направлены в район юго-западной части Африки, два -через Панамский канал в Тихий океан на поиск промысловых скоплений сардинопса, сардины, ставриды, но утешительного ничего не нашли.
    РПБ "Восток" ушла курсом на Дальний Восток, по пути зашла в Сингапур для текущего ремонта и дооборудования собственным жестебаночным цехом, а добывающие суда "сиротами", по несколько судов в группе, ушли в порт Ильичевск для отстоя, ремонта и решения их дальнейшей судьбы. Руководство ЧПОРП направило меня в командировку на Дальний Восток для ознакомления с условиями работы дальневосточных кошельковых судов на ивасевой путине.


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес