Участники проекта
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



История
в событиях и лицах
Новые материалы
  • Подолян С.А., биография (Подолян Сергей Анатольевич)
  • Галерея рыбацкой славы (Якунин Александр Николаевич)
  • "Другу и учителю..." (Якунин Александр Николаевич)
  • Человек и события живы, пока их помнят (Якунин Александр Николаевич)
  • В жизни всегда есть место подвигу (Якунин Александр Николаевич)
  • Хранитель истории (Якунин Александр Николаевич)
  • От Усть-Сидими до Безверхово (Гек Фридольф (Фабиан) Кириллович (20.12.1836–4.7.1904))
  • Обледенение (Вахтанин Николай Александрович (1938))
  • Памяти Евгения Алексеевича АЛИСОВА (Алисов Евгений Алексеевич (1929–2008))
  • Воспоминания С. Г. Чепижко (Чепижко Сергей Григорьевич (1942))


  • ФОРУМ


    Партнеры

    Флот страны Советов и что мы потеряли

    История рыбной отрасли Севера
    Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
    (Георги Виктор Сергеевич)



    дополнительные материалы …

    Ротар Петр Федорович (1950):
    все материалы
    1. Капитан
    годы:
    «.» 1945 - 1991 гг.
     
    Анна БЕРДИЧЕВСКАЯ
    "Капитан является единоначальником и руководителем всего экипажа судна, доверенным лицом судовладельца, на которое возложена ответственность за выполнение производственных задач судна, сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей. Распоряжения капитана подлежат беспрекословному и своевременному исполнению всеми находящимися на судне лицами"
    Он родился в крестьянской семье в молдавском селении Вулканешты через пять лет после окончания Великой Отечественной войны. Детство его, как и детство всей советской детворы, было счастливым и безоблачным. С песнями, с играми, с веселыми пионерскими кострами и, конечно, с трудом. Кто жил хоть немного в деревне, тот знает -деревенские ребята сызмальства начинают постигать великую школу труда. Потом окончил десятилетку. Пришло время выбирать профессию…
    -Я никогда не мечтал о море, -так несколько неожиданно начался наш разговор с капитаном супертраулера "Тропосфера" Петром Федоровичем Ротаром. Вот крестьянская работа привычна мне. Человек я совершенно сухопутный. А море же было чем-то очень далеким…
    И он поступил в… Калининградское высшее инженерное мореходное училище. На судоводительский. В 1974 окончил его и по распределению приехал в Одессу.
    -В свой первый рейс ушел на "Днепродзержинске" третьим помощником капитана. Ну конечно были и другие суда: "Дарьял", например, "Ворошиловград"…
    В двадцать девять лет Петр Федорович стал капитаном. И опять по счастливой случайности в свой первый "капитанский" рейс ушел снова на "Днепродзержинске". В море его выводил опытный капитан-наставник Н. Сокор.
    -Я работал с семью капитанами и видел, что каждый по-своему неповторим, индивидуален. Конечно, от каждого хотелось перенять то, что меня волновало, что нравилось. Не знаю, насколько удалось мне это. Матийчук Н., Александров Г., Юневич Т., Романко Ю., Чернец И., Медведев С., Козлов Ю. Я всегда с благодарностью вспоминаю их -как своих учителей…
    Ведь в жизни всегда самое трудное -это первые шаги, начало. И Петр Федорович убежден: главное -при любых обстоятельствах оставаться человеком. А при неудачах искать корень зла сначала в себе. Капитан -это не просто высокая, престижная должность. Это, прежде всего, ответственность.
    -Был как-то рейс. В районе, где мы работали, промысловая обстановка складывалась прескверно. Целая группа судов долгие сутки "сидела" на безрыбье.
    Со временем некоторые сменили район промысла, у других время рейса истекло. И в конце концов на месте остались только два судна. Люди, конечно, измучились от безделья. Да и за план переживают. В море ведь просто так не ходят. Сюда идут работать. Ну, значит, болтаемся мы без дела.
    Не то что рыбы -хвоста рыбьего не видим. Но опыт работы прежних лет подсказывает: скоро здесь появится путассу. И вдруг приказ -менять район.
    Прикинули -сколько на переход затратим, да и людей опять дергать. А тут рыба. Не сегодня -завтра, должна же она, наконец, прийти! Короче, уговорили руководство разрешить нам остаться. Рыба вскоре пошла. И дней за 20-5 мы догнали упущенное. Однажды я пришел к выводу -в рыбалке всегда должен присутствовать здоровый азарт, уверенность в своей правоте. Но не бездумность и не упрямство.
    И еще об удаче. Говорят: повезло -не повезло. Я придерживаюсь другого мнения - успех сопутствует тем, кто умеет и хочет работать. Только в труде организованном, напряженном секрет постоянных удач.
    В каждом районе свои особенности лова. Так, к примеру, в Центрально-Восточной Атлантике улов зависит от того, сумел ты вовремя поставить трал или нет. Зачастую все решают минуты. Если успел -получай богатую добычу, не успел -вытаскивай пустой трал.
    Главное, не надо бояться экспериментировать. Конечно, если рыбы идет много, тут особенно рассуждать не приходится. А если нет? Или есть, но не можешь поднять?
    В десятом рейсе был такой случай. Работали в антарктической части Атлантики. Есть в этом районе место, которое промысловики называют "Западный бугор". Здесь постоянно для лова ледяной рыбы использовали исключительно пелагические тралы, предназначенные для ловли на малых глубинах. В то время, когда "Тропосфера" подошла в эту точку, "Западный бугор" богатыми уловами не радовал. И тогда на судне решили попробовать донный трал. Были и опасения потерять трал. Грунт очень сложный -сплошные "пики" -острые подводные возвышенности. Но дело возглавил старший мастер добычи, опытнейший рыбак Василий Иванович Гайдаш. Тральцы и штурманы работали в едином ключе. И риск оправдал себя -подняли богатый улов. Причем рыба у грунта оказалась значительно крупнее той, что находится ближе к поверхности.
    Этот случай утвердил в мысли: не надо бояться пресловутых "страшных" мест, любой, самый каверзный грунт проходим, но необходима определенная сноровка...
    -А что касается результатов, то план по добыче в обоих последних рейсах был перевыполнен. Это заслуга всего экипажа. Специалисты на судне подобрались грамотные, толковые.
    Приятно работать с такими людьми, как старший тралмастер В. Гайдаш, штурманы О. Онишук, В. Луштанов, А. Чумаченко...
    -Характерной особенностью капитана Ротара, -убежден старший инспектор отдела кадров Анатолий Дмитриевич Бурашников, -является умение сплотить коллектив, нацелить его на выполнение поставленных задач.
    На берегу его всегда ждут самые близкие люди -жена и две дочери. Тамара Ильинична -преподаватель в младших классах. Старшая Светлана -уже школьница. А Танюша пока ходит в детский сад. Но моряку очень мало отмерено судьбой домашнего уюта и покоя. Здесь на
    берегу, зима сменяется весной, подрастают дети, меняется мебель… И почти все без него. Потому, что его жизнь -та, основная, все-таки в море. Не проходит, наверное, и недели отпуска, как начинается какое-то неясное беспокойство. Дальше -хуже.
    Невыносимо начинает тянуть в море. И некого тут винить. Просто не получается иначе…


    печатная версия


    перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
    101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
    Вв можете писать нам на электронный@адрес