История
в событиях и лицах
Рыбацкие были
История отрасли
в цифрах и фактах
Фотоархив



ФОНД ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЯ
на главную
Участники проекта

Якунин
Александр Николаевич
КДП, общественный директор проекта - Москва

Вахрин Сергей Иванович
Петропавловск-Камчатский

Гаврилов Сергей Витальевич
Петропавловск-Камчатский

Пименов Николай Николаевич

Петропавловск-Камчатский

Георги Виктор Сергеевич
Мурманск

Тюленев Леонид Васильевич
Калининград

Чепижко Сергей Григорьевич

КДП, Одесса
в этот день...
В 1991 г. Указом Президента Российской Федерации образован Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Росийской Федерации.
В 1958 г. в первый научный рейс в Баренцево море вышла специальная научно-исследовательская подводная лодка "Северянка".
В 1931 г. Постановлением СНК СССР № 1131 для улучшения системы управления рыбной и морской зверобойной промышленностью и хозяйством объединение "Союзрыба" было реорганизовано в Главное управление рыбной и морской зверобойной промышленности и хазяйства (Главрыба) Наркомснаба СССР. С конца 1934 г. - Наркомпищепром СССР.
В 1956 г. Родился Ламзов Сергей Николаевич (ЗАО "Ивнинг Стар")


ФОРУМ


Партнеры

Флот страны Советов и что мы потеряли

История рыбной отрасли Севера
Мурманск, Архангельск, Петрозаводск
(Георги Виктор Сергеевич)



Сергей Витальевич Гаврилов

Погружение в историю


Я, Сергей Витальевич Гаврилов, родился в мае 1962 г. в рыбацком поселке Озерновском Усть-Большерецкого района Камчатской области в семье работников рыбной промышленности. Мои родители - Нина Алексеевна (р. 1925) и Виталий Васильевич (1926-1976) - на Камчатку попали "по распределению", как выпускники Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства, в 1948 и 1952 гг. соответственно. В 1962 г. отец руководил Озерновским рыбокомбинатом, мама работала там же инженером-технологом.

Это было обычное начало трудовой биографии для множества наших земляков: на Камчатке в то время, позже, да и сейчас живет множество выпускников этого старейшего рыбацкого вуза страны. Их руками создавался рыбопромышленный потенциал нашего края. С 1972 г. наше семейство жило в Петропавловске. Здесь отец руководил филиалом Центрального проектно-конструкторского и технологического бюро, мама по-прежнему трудилась инженером-технологом.
Эта причастность родителей к рыбной промышленности полуострова, как я сейчас понимаю, во многом определила мой нынешний интерес к истории отрасли: с детства в доме слышались разговоры на "рыбные" темы, бывали сослуживцы родителей, обсуждались, в том числе, и технические вопросы. Еще одним толчком к сегодняшним моим занятиям стал рано проснувшийся интерес к истории. Читать научился рано, еще до школы. В младших классах с большим удовольствием осваивал популярные книги, такие, как С. Алексеева, причем интересовался в основном военной тематикой: Суворов, Пугачев, события 1812 г. Нравилось читать про то, как проектировались и строились корабли, самолеты, танки…
Тогда же познакомился с хорошо иллюстрированной книгой "Корабли-герои". В ней наибольший интерес у меня вызвали почему-то не элегантные парусники, а ощетинившиеся стволами громадных орудий допотопные неуклюжие броненосцы с большущими цилиндрическими дымовыми трубами, напоминавшими голенища сапог. Классе в пятом или шестом впервые прочитал "Цусиму" А. С. Новикова-Прибоя. В этой потрясающей вещи самое большее впечатление на меня произвели не великолепно прописанные батальные сцены, а тоже описания работы механизмов, движения орудий, погрузки угля и подобные "технические" вещи.
Когда стал постарше, столкнулся с книгами из серии "Замечательные корабли", первая из них - "Крейсер "Варяг"", вышедшая еще в 1975 г. Они подробно рассказывали не просто об истории создания кораблей, но о политической ситуации в стране и мире, предшествовавшей их появлению, содержали технический анализ прототипов, массу инженерных подробностей. Считаю, что эти работы сыграли значительную роль как в становлении моего интереса к будущей специальности судомеханика, так и к истории флота именно в ее техническом аспекте.
Все это позже дало выход в моей первой малотиражной историко-технической книге "Страницы истории судовой энергетики", ранний вариант которой был готов в 1995 г. Она оказалась крайне несовершенной, и сейчас ничего, кроме улыбки у меня не вызывает. Но работа над ней позволила приобрести главное: очень ценный опыт: и "писательский", и редакторский. Со временем этот труд трансформировался в большую, не имеющую в России аналогов за последние сорок лет, книгу "Судовые энергетические установки. История развития", в 2002 г. получившей статус "учебное пособие для вузов".
В 1979 г. окончил среднюю школу № 1 в Петропавловске, здесь же поступил на судомеханический факультет Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства (Камчатский филиал), для большинства более привычного под названием "Дальрыба". Его окончил в июне 1984 г. с квалификацией "инженер-судомеханик". Связать жизнь с морем не удалось по семейным причинам, поэтому стал преподавателем специальных дисциплин среднего Петропавловск-Камчатского мореходного училища (ПКМУ). Осенью 1984 г. призван на срочную службу на Тихоокеанский флот. Демобилизован в ноябре 1986 г., главный старшина запаса.
С декабря 1986 г. по сентябрь 1990 г. преподаватель ПКМУ, затем - старший преподаватель, доцент Камчатского государственного технического университета. В 2001 г. окончил аспирантуру, в 2003 г. получил ученое звание "доцент по кафедре судовых энергетических установок". В должности доцента состою и в настоящее время. В рамках так называемой "методической" работы в 2003 г. опубликовал книгу "Технология использования воды, топлива, смазки". Она, выражаясь бюрократическим языком, "имеет разрешительную надпись Дальневосточного регионального учебно-методического центра Министерства образования России "учебное пособие для вузов региона"".
К середине 1990-х гг. я уже приобрел вполне приличный преподавательский опыт. Теперь настала пора определяться с научной тематикой: в нашем учебном заведении, тогда именовавшемся "Петропавловск-Камчатское высшее инженерное училище", ожидалось открытие аспирантуры. Вполне естественно сложилось название будущей научной работы: "Историко-технический анализ судовых энергетических установок судов Камчатского бассейна". Осталось дело за материалами. За ними я и отправился в областной госархив, где засел за изучение фондов, касающихся флотских организаций. Результаты и расстроили, и порадовали. Расстроили тем, что никаких документов по предполагаемой теме исследования там не оказалось. Как выяснилось, эти бумаги уничтожаются спустя довольно короткое время. Считается, что интереса для истории они не представляют. Хотя история, как я сейчас понимаю, бывает разная, в том числе и техническая. А порадовали тем, что передо мной раскрылся неведомый, интересный и драматичный процесс формирования той среды, в которой мы сейчас живем.
История Камчатки привлекает своей необычностью: наш край оказался местом пересечения множества интересных судеб и удивительных событий. К тому же она (я имею в виду русский период) очень короткая: всего-то три с половиной века. Причем, как это нb странно, наиболее неизвестное время - это совсем недавно завершившийся ХХ в. К этому выводу я пришел в начале 1990-х гг., когда стал посещать общественные чтения и конференции. С удивлением обнаружил, что времена казака-покорителя Камчатки В. Атласова нам гораздо более ведомы, чем происходившее всего полвека назад, хотя последнему имеются и документы, и живые свидетели. Это показалось мне несправедливым и стало толчком для исследовательской работы. Да и потом, неплохо было бы представлять себе прошлое той земли, на которой живешь и трудишься. Понимание того факта, что ты на ней не первый и не последний должно порождать ответственность за сохранность доставшегося от предков наследия и удерживать от необдуманных поступков, могущих принести неудобства последующим поколениям.
Результатом этого "погружения" в архивы стали как книги популярного плана "Маленькие камчатские истории" (2002 г.), "Камчатское наследие" (2006 г.), так и большие серьезные монографии "Вдоль камчатских берегов. Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв." (2003 г.); "Три века Петропавловского порта. Развитие портового хозяйства г. Петропавловска-Камчатского в 1740-1980 гг." (2004 г.) и "Флот Камчатки. 1928-1945" (2007 г.).
Еще в 2005 г. завершил свою самую большую монографию "История морского и рыбохозяйственного образования на Камчатке", охватывающую и обобщающую опыт накопленный в этой сфере за два с половиной века. Эта работа является главной моей "головной болью", не прекращающейся уже четвертый год: никак не могу собрать средства на ее издание. Макет книги, объемом 672 страницы текста и 74 страницы фотовставок, общим числом свыше двухсот изображений, был готов еще в начале 2005 г.
В ней показана почти двух с половиной вековая история становления системы подготовки специалистов для флота и рыбной промышленности на Камчатке: от проектов В. Й. Беринга до современных профессиональных училищ, техникума, колледжей и нашего университета. Охарактеризованы особенности образовательного процесса в различные периоды деятельности этих учебных заведений. При подготовке рукописи использованы материалы из фондов Государственного архива Камчатской области, Центра документации новейшей истории Камчатской области, центральных хранилищ документов страны, архивов учебных заведений, личных собраний, публикации из периодических изданий. Большая часть материалов публикуется впервые.
Обращения в разные "инстанции" за помощью результатов пока не дали. Здесь ответ один: "Нет денег!" Правда, похоже, что "просвет" впереди все же показался: одна из камчатских рыбацких ассоциаций обещала содействие. Надеюсь, что это содействие даст результат еще в этом году, между прочим, юбилейном для образовательной сферы полуострова: полвека назад в Петропавловске (в 1958 г.) появился учебно-консультационный пункт заочного факультета Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства. Отсюда берет начало история нынешнего КамчатГТУ.
С 2000 г. являюсь действительным членом Русского Географического общества. Регулярно публиковаться в средствах массовой информации, литературных, специальных и научных журналах по краеведческой тематике начал в 1999 г. К настоящему времени являюсь автором более двухсот статей. С 2002 г. - член Союза журналистов России. Лауреат краеведческой премии им. С. П. Крашенинникова 2004 г. с формулировкой "за глубокий научный подход в изучении и популяризации истории Камчатки ХХ в.". Победитель Всероссийского конкурса истории учебных заведений 2006 г., приуроченного к 305-летию отечественной системы профессионального образования.
В 1999 г. стал инициатором издания, составителем и ответственным редактором историко-краеведческого ежегодника "Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки" (до настоящего времени вышло 10 номеров). За истекшие с этого момента девять лет библиотечку краеведов и любителей камчатской старины пополнила увесистая стопка книжек общим объемом 2 302 страницы. Подобное "ведомственное" издание является уникальным, не имеющим аналогов в других регионах нашей страны.
Его "отцами-основателями" являются ныне покойный доцент кафедры холодильных машин и установок Александр Михайлович Фирюлин, один из старейших камчатских краеведов доцент кафедры истории и философии Валерий Николаевич Аров и ваш покорный слуга. Тираж первых "Вопросов…", выпущенный редакционно-издательским отделом тогда еще Камчатской государственной академии рыбопромыслового флота, составил всего 47 экземпляров. Они представляли собой весьма неказистую брошюрку объемом 106 страниц с контурами нашего полуострова на мягкой обложке темно-зеленого цвета. В процессе работы над ней был приобретен бесценный опыт, показавший, что и как надо делать, и - самое главное - чего и как делать не следует. К несчастью, А. М. Фирюлин не смог подержать в руках свою готовую работу: в силу рокового стечения обстоятельств жизнь этого талантливого человека вскоре трагически прервалась.
За истекшие девять лет в "Вопросах…" было опубликовано 116 разнообразных материалов нескольких десятков авторов. Среди них ученые и преподаватели вузов: Почетный гражданин Петропавловска Р. С. Моисеев, В. Н. Аров, В. А. Ильина, С. Г. Кошкарева, В. В. Агафонов, ветераны рыбопромышленной отрасли и старожилы Камчатки - Г. Б. Рогозин, В. Г. Спичак, Г. Ф. Буйвол и другие.
Значительное место в ежегоднике отведено документам, характеризующим различные этапы становления рыбной индустрии полуострова, охватывающих период с начала 1920-х до середины 1960-х гг. Здесь представлены интереснейшие доклады знаменитого капитана судов АКО Г. А. Александрова, начальника Акционерного Камчатского общества И. А. Адамовича, рыбовода И. И. Исаева, ученых А. Г. Остроумова, И. И. Лагунова, исследователя и общественного деятеля 1910-х - начала 1920-х гг. А. А. Пурина, знаменитого гидростроителя, создателя Петропавловского морского торгового порта А. Н. Виноградова (это ему посвящена мемориальная доска на одном из домов на ул. Ленинской), начальника Петропавловского морского рыбного порта в суровые военные годы Я. Я. Завадского и других.
Сейчас на повестке дня стоит превращение этого ежегодника в капитальное издание в хорошем твердом переплете, со сшитыми, нормально разворачивающимися страницами, с иллюстрациями. Надеюсь, что одиннадцатый выпуск, планируемый к очередному Дню рыбака, будет именно таким.
В 2005 г. стал инициатором издания, составителем и ответственным редактором историко-краеведческого ежегодника "Вопросы истории Камчатки" (до настоящего времени вышло 3 номера). Эти вторые "Вопросы…" появились как ответ на предложения многих читателей, еще несколько лет назад предлагавших расширить тематику краеведческого издания и уйти от узковедомственной, рыбацкой направленности. Такая идея показалась перспективной, и вот в результате немалых усилий свет увидели уже три выпуска объемом, соответственно, 408, 484 и 472 страницы. Два первых вышли в мягком переплете в Петропавловске. А вот третий, изданный во Владивостоке, имеет твердый цветной переплет. Да и тираж его составил 1 000 экземпляров. Кроме того, сборник включает блок уникальных фотоиллюстраций. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с известной в городе, да и за его пределами, холдинговой компании "Новая книга", взявшей этот проект "под свое крыло".
Что касается, как это принято говорить, "творческих планов", то ими являются дальнейшие попытки издать "Историю морского и рыбохозяйственного образования на Камчатке" и продолжение работы над продолжением "Флота Камчатки". Сейчас собираю материалы для второй книги из этой серии. Называться она будет похоже: "Флот Камчатки. 1946-1968". Почему именно 1968? Дело в том, что это год стал для Камчатки рубежным: из крупнейшего судовладельца, которым тогда являлся Траловый флот, выделились "дочки", наиболее известной из которых стал нынешний лидер морского рыболовства "Океанрыбфлот". А кроме него будет показана история собственно Тралфлота, Камчатрыбфлота, флота колхозной системы и Камчатского морского пароходства. Надеюсь, что удастся осуществить и третью часть задуманного: "Флот Камчатки. 1969-1991". А уж последующие времена оставим новым поколениям исследователей.
Кроме этого, идет привычная, плановая работа над очередными выпусками обоих "Вопросов…" Так что, как видите, скучать некогда, нужно засучивать рукава и исполнять задуманное и объявленное во всеуслышание.


перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на www.fishmuseum.ru
101000 г. Москва, Сретенский бульвар, дом 6/1, корпус 1, офис 7. Телефон/факс: 8 (495) 6249187; 8 (495) 6215017
Вв можете писать нам на электронный@адрес